Природная среда как естественные условия воспитания

Учесть многообразие всех условий при исследовании воспитания возможно только при группировании их по основным признакам. Самым общим является “деление” среды на природную и социальную.

Природная среда (природа) представляет собой совокупность естественных условий существования человека и общества. Природную среду, в свою очередь, можно представить состоящей из: фауны — животного мира, флоры — растительного мира, воздушной, водной сред, а также геосферы — почвы и земли.

Понятно, что каждая из выделенных природных сфер в качестве объекта исследования является чрезвычайно многообразной и сложной, даже, если речь идет об аспекте влияния на процесс воспитания. Поэтому наша задача — выявить наиболее важные аспекты такого влияния. Для этого, прежде всего, необходимо понять механизмы и тенденции во взаимодействии человека с природой.

Переход от парадигмы “деятельность” к парадигме “общения”, как мы выяснили выше, определяет направленность и механизм взаимодействия человека с природой. Применительно к воспитанию нас будет интересовать, с одной стороны, как природная среда влияет на организм человека, его психику и сознание, то есть какие предпосылки для влияния на поведенческо-деятельностный уровень человека- системы создаются на структурном, функциональном, психическом и сознательном уровнях. С другой стороны, нужно представлять, как воспитание человека, прежде всего, экологическое воспитание оказывает влияние на природу.

Переходя к рассмотрению влияния природы на воспитание, следует, на наш взгляд, выделить несколько его направлений. Итак, природная среда — это:

  • источник “энергетической- подпитки” всех живых организмов, в том числе человека. Вода, воздух, естественные про дукты питания — важнейшие условия жизнедеятельности человека, сохранения и продолжения его жизни. От качества этого “энергетического сырья” зависит прежде всего здоровье людей, возможность обеспечения их жизни, а следовательно, и всех форм деятельности;
  • источник сырья для производства товаров потребления, и в этой связи –
    загрязнения природы промышленными отходами;
  • место отдыха и оздоровления людей, восстановления их сил;
  • пространство воспитания, среда осознания человеком своей природной сущности;
  • среда обитания человека, во многом определяющая его об раз жизни.

Нeставя перед собой задачи углубленного исследования влияния природы на воспитание, обратим внимание на наиболее важные факторы. Прежде всего, нельзя не учитывать, что все названные направления влияния природы на воспитание опосредованы воздействием экологического кризиса, вызванного Чернобыльской катастрофой.

Значительная часть территории Украины как природной среды обитания песет в себе влияние, угрожающее здоровью и жизни людей. Медики отмечают значительное увеличение заболеваний нервной системы, респираторных заболеваний, иммунодефицитных состояний у детей. Наряду с общей неблагополучной радиационно-экологической обстановкой в качестве причин заболеваний признано нарушение питания, сложившиеся витаминный и микроэлементный дефициты

Жалобы детей на головную боль, головокружение, повышенную утомляемость становятся привычными не только для медиков, но и для родителей и учителей. Не будет, на наш взгляд, преувеличением высказать мнение о том, что природная среда как источник энергетического обмена утрачивает свою полноценность. Более того, в ряде случаев она несет в себе угрозу сохранению здоровья людей и в этой связи требует к себе нового отношения.

На смену полному доверию к “природе-кормилице” приходит осторожное восприятие, граничащее с недоверием. Отношение к природе как целостности (природа Украины) дифференцируется на отношение к разным “зонам” и “территориям загрязнения”-. Во взаимодействие с природой все больше “вмешиваются” различного рода приборы, определяющие степень ее пригодности для обмена энергией.

По указанным причинам природная среда утрачивает свою полноценность и как пространство восстановления человеческих сил — отдыха и оздоровления. К проблемам загрязнения бассейнов рек и озер, лесов и полей химическими и другими промышленными отходами добавилась угроза со стороны фауны, пере- несшей радиационное загрязнение.

Таким образом, имеем леса, в которых нельзя отдыхать, собирать грибы и ягоды, реки и озера, в которых нельзя купаться и ловить рыбу. Вся среда обитания человека, призванная облегчать его жизнь, делать ее более безопасной и комфортной, уже не в состоянии в полной мере выполнять эту функцию.

Кроме того, указанные обстоятельства ограничивают и без того недостаточные контакты человека с природой, без которых ослабевает и его осознание себя неотъемлемой частицей природного мира. Уменьшается и воспитательное воздействие природы на людей.

Подсуммировав сказанное, по-видимому, можно сделать обобщение о том, что кризисные явления в природе, негативно воздействуя на здоровье людей, подрывают возможности нормального функционирования человека как системы не только на биологическом, но и на психическом и сознательном уровнях.

Закономерны и проявления негатива на поведенческо-деятельностном уровне. Отсюда и возможность неадекватной реакции на воспитательное воздействие, а значит, и необходимость изменения содержания и форм воспитания, прежде всего, экологического.

Здесь мы переходим к рассмотрению влияния воспитания на состояние окружающей среды. Выше уже говорилось, что формирование “хозяина природы” в сочетании с установкой на безграничность природных запасов явилось основной причиной экологического кризиса.

Очевидно, осознание человека неотъемлемой частью природы, восприятие угрозы и вреда природе как вреда человеку и угрозы его жизни, должны стать одной из ведущих целей воспитания. Необходимость не только защитить природу от вредного воздействия, но и помочь ей восстановиться от нанесенного человеком урона становится центральной задачей экологического воспитания. На это должны быть направлены усилия всего общества, всех его социальных институтов.

Отметим еще один круг проблем, связанных с “очеловечиванием” природы, созданием искусственной природной среды. Непродуманное вторжение в окружающую среду с целью сделать ее более пригодной для жизни человека нередко происходит вопреки законам природы. Однако человек — ее часть и должен соблюдать эти законы, если хочет выжить.

Ведь природные процессы, связи в экосистеме гораздо древнее человека, поэтому он не может ими пренебрегать. По-видимому, осознание места людей в эволюционном процессе как авангарда, который может выполнять свою роль, лишь познав и приняв законы развития природы, становится одной из важнейших задач экологического воспитания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)