Системно-структурный подход к поведению человека

В основе такого подхода лежит рассмотренная выше концепция человека как многоуровневой живой системы, включающей в качестве структурных элементов пять основных уровней: структурный, функциональный, психический, сознательный и поведенческо-деятельностный

Поведение и деятельность человека при этом рассматриваются как результат взаимодействия всех указанных уровней системы, направленного на сохранение ее целостности и жизненности. Поскольку человек является открытой социально- интегрированной системой, то его поведение следует рассматривать как опре- деляемое природно-социальной средой, а также сущностью связей, отношений и состояний в системе “человек-среда”.

В основе поведения человека как живой, открытой системы лежит механизм поддержания динамического равновесия системы “человек-среда”, которое нарушается в силу изменений в каждой из подсистем — “человек” и “среда”. Направленность поведения и деятельности человека в сторону поддержания равновесия со средой обусловлена стремлением его сохранения как живой сис-темы.

Другими словами, всякое поведение человека обусловлено и направлено на сохранение и обеспечение его жизни. Согласно изложенным принципам системного подхода к деятельности всякий поведенческий акт человека осуществляется по схеме сложного спиралевидного цикла, включающего последовательный ряд звеньев, сменяющих друг друга:

1. Обмен веществом, энергией, информацией — главный атрибут жизни, основное условие сохранения равновесия в системе “человек-среда”. В состоянии динамического равновесия в системе “человек-среда” на человека воздействует поток разнообразных внешних раздражителей, но их сила недостаточна для нарушения гомеостаза (внутреннего равновесия) системы “человек”.

В организме идет нормальный обмен веществ, энергии, информации, нормально функционируют все органы и системы, но в этот момент человек не совершает целенаправленной деятельности.

  1. Объективными критериями равновесия служат жизненно важные контакты, характеризующие обмен веществ и энергии, а также все формы обмена информацией между человеком и социальной средой. Константы равновесия являются индикаторами нормальной жизнедеятельности системы.
  2. Отклонение от констант равновесия свидетельствует о его нарушении в силу воздействия на человека как внутренних, так и внешних факторов, особенно последних. Отклонение сопровождается потоком нервных импульсов в центральную нервную систему, в том числе в кору головного мозга.
  3. Субъективно эти сигналы воспринимаются человеком в форме ощущений, восприятий и представлений, свидетельствующих о воздействии внешних факторов. Сигналы представляют собой систему оповещения о меняющихся условиях среды.
  4. На всякое жизненно значимое отклонение от равновесия живая система реагирует своим поведением. В этом участвуют все механизмы жизнеобеспечения, начиная от раздражимости и кончая сознанием. -Происходит формирование соответствующей потребности — состояния внутренней готовности человека к деятельности, направленной на восстановление равновесия в системе “человек-среда”. Потребность дает о себе знать в виде устойчивого субъективно осознанного переживания нужды. Потребность предшествует мотивации.
  5. Мотивация, формирование цели и принятие решения — интеграция, сверка готовности всех рабочих систем и подача команды к действию. Мотивация охватывает только те действия, в которых реализация потребности требует участия сознания. На этой основе в поведении человека выделяются две формы: сознательная и подсознательная (инстинктивная).
  6. Деятельность, поведение — строго скоординированная сис тема действий человека, направленных на достижение объекта, который должен удовлетворять потребность. Все многообразие поведения и деятельности человека направлено на удовлетворение разнообразных потребностей, а в конечном счете — на ко- , нечный результат функционирования человека как многоуровневой живой системы, на сохранение и обеспечение его жизни.
  7. Удовлетворение потребности, вызвавшей рассогласование в равновесии системы “человек-среда”. Деятельность по удовлетворению потребностей направлена на восстановление динамического равновесия.
  8. Завершение цикла — восстановление нарушенного равновесия в системе “человек-среда”. Удовлетворение потребности ведет к нормализации соотношений между внешней и внутренней средой человека и сопровождается возвратом к первоначальной активности мотивационных центров. Субъективно человек испытывает при этом положительные эмоции и общую успокоенность.
  9.  Временный покой. Из состояния активности, связанной с удовлетворением данной потребности, человек переходит в сос тоянии относительного покоя. Этот период покоя бывает различным. После удовлетворения одной из потребностей может актуализироваться другая, и человек сразу приступает к ее реализации. Но возможны и паузы. Однако удовлетворение одной и той же потребности повторно требует обязательного перерыва, или отдыха.
  10.  Начало нового витка “жизненной спирали” — удовлетворение очередной актуализировавшейся потребности. Практически человек, удовлетворив одну потребность, тут же приступает к удовлетворению другой, а может удовлетворять их параллельно. Однако и в том, и в другом случае удовлетворение каждой образует очередной виток в спирали его жизнедеятельности.

Основными регуляторами поведения, деятельности и жизни человека являются: потребности, эмоции, воля, характер, способности, сознание. Каждый компонент выполняет свойственную ему функцию. Потребности являются внутренним естественным источником всех видов деятельности.

Они формируются под воздействием следующих факторов:

  • субъект-личность;
  • объект (то, в чем человек может испытывать Нужду);
  • взаимодействие субъекта с объектом потребности;
  • адекватная ситуация, в которой наиболее легко происходит формирование той или иной потребности;
  • подкрепление (конечный результат, который человек получает в результате удовлетворения потребности).

Знание этих компонентов, процесса их возникновения, умение управлять ими дает возможность влиять на ускорение возникновения одних потребностей и тормозить возникновение других, то есть влиять на поведение человека

Эмоции — форма реагирования на изменение внешней и внутренней среды через переживания. Они мобилизуют энергетические возможности организма на выполнение тех или иных задач и тем самым способствуют более быстрому удовлетворению потребностей Воля мобилизует, организует и направляет все механизмы жизнеобеспечения на преодоление препятствий и трудностей, стоящих на пути к цели.

Способности обусловливают успех деятельности, определяют уровень возможных достижений человека в различных видах деятельности. Сознание — интегрированная система психических функций человека — включает: ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, речь Взаимодействие всех компонентов сознания и всех психических функций создает интегрированную систему, которая формирует цели, указывает пути, способы, средства, методы и формы реализации потребностей.

Таким образом, все регулирующие поведение компоненты личности, выполняя разные функции, способствуют успешному и быстрому удовлетворению возникшей потребности.
В завершение рассмотрения системного подхода к поведению человека отметим некоторые его достоинства, полезные для социологического исследования процесса воспитания.

Это возможность:

  • учитывать воздействие окружающей природной и социальной среды;
  • рассматривать в единстве биологические, психические и со циальные механизмы поведения человека,
  • ориентироваться на сохранение и обеспечение жизни чело века-системы – конечную цель, вокруг которой интегрированы все функции взаимодействующих элементов системы,
  • опираться в воспитании на всю совокупность компонентов личности, регулирующих ее поведение.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)