Завершение ораторской речи

Независимо от функционально-смыслового типа речи публичное выступление оратора завершает заключение, которое является логическим завершением ораторской речи. Народная мудрость гласит: «Конец венчает дело». Убедительно построенное заключение надолго запоминается слушателям, способствует хорошему впечатлению от речи.

Психологами доказано, что в процессе восприятия ораторской речи «действует закон края»: «Этот закон памяти, объясняемый, в свою очередь, сложным взаимодействием физиологических механизмов возбуждения и торможения в нервной ткани, гласит, что при прочих равных условиях лучше запоминаются те стимулы, которые были предъявлены в начале и в конце списка». Поэтому лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения.

В заключении необходимо повторить главную мысль выступления и подчеркнуть важность для слушателей рассмотренной темы, суммировать наиболее значительные положения и те, что вызывали интерес аудитории. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются частные и общие выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи.

Следует учитывать, что заключительная часть зависит от вида красноречия и особенностей обстановки. Если, например, митинговая речь призывает слушателей к немедленному действию, то академическая речь (вузовская лекция) развивает логическое мышление, знакомит с навыками исследовательской работы. Но в каждом конкретном случае необходимо вызывать положительные эмоции у слушателей.

В «Общей риторике» Н.Ф. Кошанского сформулированы важные требования к завершению речи. «Выход» из речевой ситуации следует совершать на высоком эмоциональном подъеме. Вызывать добрые чувства у слушателей — благородная задача ритора, который для аудитории наставник, философ, проповедник.

Правда, возможны и другие виды заключения. Если оратор выражает расхождение во мнении с оппонентом или аудиторией, то такое заключение называется п о л е м и ч е с к и м. Вот его яркий пример из произведения русского философа А.Ф. Лосева «Диалектика мира».

…Опасность для многих — быть последовательными диалектиками. Впрочем, читатель поймет меня очень плохо, если подумает, что я ему навязываю во что бы то ни стало поверхностно мыслить диалектически. Я настаиваю совсем на другом. Именно я говорю, что если вы хотите мыслить чисто диалектически, то вы должны прийти к мифологии вообще и абсолютной мифологии в частности и, следовательно, ко всем только что намеченным понятиям.

А нужно ли мыслить диалектически и даже нужно ли мыслить вообще, это — как вам угодно. Если вас интересует мое личное мнение, то, во-первых, это — не ваше дело, да и мнение отдельного человека ни к чему не обязывает, а, во-вторых, что чистое мышление играет весьма незначительную роль в жизни. Вы довольны?

В дальнейшем нам предстоит огромная задача диалектического развертывания основных структур абсолютной мифологии и диалектика главных типов мифологии относительной. Если речь по содержанию сложна, то, чтобы помочь аудитории оценить замысел оратора, используется заключение, называемое рекапитуляцией.

Рекапитуляция (от лат. recapitulatio — повторение в основных чертах) — сжатое повторение содержания предыдущей речи (особенно в ее заключении), сведение воедино ее различных мыслей, частностей, фактов и подробностей. Это по сути дела вид обобщения.

Например, А.И. Солженицын завершил свою Нобелевскую речь так.
Скажут нам: что же может литература против безжалостного натиска открытого насилия? а не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью.

Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.

Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. Но едва оно укрепится, утвердится, — оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше, иначе как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только соучастия во лжи.

И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, — но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! — зримо, неопровержимо для всех! Против многого в мире может выстоять ложь, — но только не против искусства. А едва развеяна будет ложь, — отвратительно откроется нагота насилия — и насилие дряхлое падет.

Bот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни, — но выйти в бой!.2
Развернутой рекапитуляции требует прежде всего вузовская учебная речь. В лекциях, научных докладах рекапитуляция строится в виде выводов. В духовной речи она помогает лучше усвоить церковную терминологию проповедника. В судебной практике этот вид заключения применяется чаще всего.

Заключение, в котором содержится призыв принять решение и предпринять какие-то действия, называется побуждением. Например: Вот, господа присяжные, все обстоятельства дела Лебедева. Я старался изложить их вам как можно проще. Я уверен, что вы пришли к убеждению в том, что векселя от имени Лебедева подложные и что в этом подлоге виновна игуменья Митрофания. Судьи праведные! Не дайте Лебедева, человека невинного, в обиду и на позор.

Заключение, которое представляет собой следствия, вытекающие из аргументации в основной части речи, называется выводом. Именно так заканчивается лекция о русской культуре XVIII в., прочитанная профессором А.Н. Марковой. Итоги историко-культурного развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства, в то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру.

Укрепление могущества Русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры — образование, книгопечатание, архитектура, изобразительное искусство. Произошло «обмирщение», диверсификация культуры, которая способствовала появлению новых ее видов — художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.

Развитие культуры России XVIII века подготовило блестящий расцвет русской культуры в XIX веке, ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры. Завершая выступление, нужно четко выделить заключение. Нельзя оборвать речь на полуслове. Активизируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом.

Косвенный итог выступлению можно подвести, цитируя важное для понимания речи высказывание или рисуя художественный образ, отражающий главную идею вашей речи. Не следует только возвращаться к сказанному (даже если осталось время), нельзя «прощаться много раз». В конце выступления (если позволяет время) можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит контакт оратора с аудиторией.

Приведем пример публичной речи, посвященной 100-летию писателя-диссидента Бориса Антоненко-Давидовича. С этой речью выступил критик и биограф юбиляра.
Оратор старается во вступлении заинтриговать аудиторию, удивить слушателей, которые готовы разойтись, так как концерт окончен, а во второй части юбилейного вечера будут только выступления читателей, друзей писателя, критиков.

  • Писатель не любил своих дней рождения, более того, каждый его юбилей был для Бориса Дмитриевича тяжелым испытанием, грозящим новыми неотвратимыми ударами судьбы…

Такое начало не может не заинтересовать слушателей, и они ждут разъяснения. Оратор и дает его во вступлении к речи.

  • с приближением каждой «круглой даты» писатель ждал прихода «незваных гостей» (гебистов) и следующих за ними новых репрессий: у него производили обыски, забирали рукописи «Сибирских новелл», «арестовали» даже пишущую машинку и порочили имя автора публикацией пасквилей и анонимных заявлений наемных борзописцев.

Такое вступление поддержало интерес слушателей, которые теперь хотят узнать больше о гонимом писателе и готовы сопереживать ему, возмущаясь произволом властных структур. А выступающий переходит к главной части своей речи, ее содержание не должно приглушить интерес аудитории.

  • Но чем более нагло власть выражала свое неуважение к Борису Антоненко Давидовичу, тем больший интерес вызывало его творчество у читателей, тем больше друзей и поклонников сплачивалось вокруг писателя и тем неуязвимее становился он для карательных органов. Они уже не могли не считаться с тем, что его юбилей торжественно отмечается во всем мире, ему шлют приветствия из Америки и Австралии, из Германии и Англии, где его произведения известны в переводах.

Писатель принят в Пенклуб, и ему предлагают стать членом Хельсинской группы правозащитников… Но «нет пророка в своем отечестве», на родине его имя замалчивается… Человек, переживший тюремное заключение в одиночной камере смертников, ГУЛАГ и ссылку, получивший реабилитацию лишь через 23 года и вновь преследуемый, находит в себе духовные силы не склонить голову перед репрессивными органами и работать для будущих поколений.

Все, что он писал, он писал «в стол», без малейшей надежды увидеть это опубликованным при жизни; он знал, что не доживет до торжества своих идеалов, и на папке, завещанной новым поколениям, с горькой иронией написал: «Как умру, то почитайте». <…>

Оратор сумел завладеть вниманием аудитории и, посвятив содержание своей речи судьбе писателя-борца и анализу его «Сибирских новелл», достиг цели: ознакомил слушателей с жизнью и творчеством Бориса Антоненко-Давидовича, пробудил интерес к его произведениям.

Если бы речь была построена иначе (если бы выступавший начал с упоминания даты, места рождения писателя, а потом последовательно стал бы рассказывать о его нелегкой биографии и в конце обратился бы к анализу его произведений), вряд ли выступление имело бы успех: оратор не смог бы удерживать внимание аудитории, его речь показалась бы «скучной».

Многовековая риторическая практика доказала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут (именно потому такова продолжительность академического часа и школьного урока). Поэтому не следует затягивать выступления, и если объем информации, которую вам хочется довести до слушателей, слишком велик, то лучше из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения.

Завершая выступление, оратор четко выделяет заключение. Активизируя внимание аудитории, он обращается к ней с призывом: Читайте неизвестных вам писателей, имена которых еще недавно замалчивались! Изучайте творчество авторов, у которых есть чему поучиться и которые писали для будущих поколений, для нас с вами! Независимо от содержания речи, в которой может быть много грустных мотивов, в конце оратор должен настроить аудиторию на оптимистический лад. Последний аккорд выступления должен быть жизнеутверждающим. Поэтому, описав трагическую жизнь писателя, его биограф в конце говорит следующее.

  • Он всегда верил в победу добра, он предвидел исторический ход событий и не сомневался в том, что на смену тирании придет гуманное справедливое общество. Уйдут со сцены палачи, душители свободы, и новые поколения оценят своих пророков и не предадут забвению имена тех, кто приближал торжество справедливости.

Речь оратора была встречена аплодисментами, она настолько заинтересовала слушателей, что они остались на вторую часть юбилейного вечера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)