Повествование

Повествование — это такой способ изложения материала, при котором рассказ о событиях, явлениях ведется во временной последовательности. Вспомните известный афоризм: Пришел, увидел, победил — слова Юлия Цезаря о победе над понтийским царем Фарнаком в 47 г. до н. э. Эти слова часто цитируют по-латыни: veni, vidi, vici.

Можно привести немало примеров повествования о военных походах русских самодержцев, так как изображение событий во временной последовательности обращает писателя именно к этой функционально-смысловой форме речи.

В речах адвокатов повествование обычно используется при изложении биографических данных подзащитных. Вот как, например, Александров рассказывает о жизни подсудимой до совершения ею преступления.

Вам сообщены уже о В. Засулич некоторые биографические данные: они недлинны, и мне придется остановиться только на некоторых из них. Вы помните, что с семнадцати лет, по окончании образования в одном из московских пансионов, после того как она выдержала с отличием экзамен на звание домашней учительницы, Засулич вернулась в дом своей матери. <…>

В небольшой сравнительно промежуток времени семнадцатилетняя девушка имела случай познакомиться с Нечаевым и его сестрой. Познакомилась она с ней совершенно случайно, в учительской школе, куда она ходила изучать звуковой метод преподавания грамоты. Кто такой был Нечаев, какие его замыслы, она не знала, да тогда еще никто не знал его в России; он считался простым студентом, который играл некоторую роль в студенческих волнениях, не представлявших ничего политического.

В защитительной речи адвокат обращает внимание на то, что встреча с Нечаевым — известным террористом, приговоренным в 1873 г. к двадцати годам каторги, которую он отбывал как раз в то время, когда судили Засулич, — была случайной, с его сестрой они вместе ходили на занятия. Защитник подчеркивает, что никто не знал Нечаева как организатора тайного общества «Народная расправа».

Кстати, о его преступной деятельности Александров не случайно умалчивает. Таким образом, в повествовании такого рода речей отбираются факты, хотя они должны быть документально проверены.

Художники слова ценят в повествовании детали, которые помогают создать его предметно-образную конкретизацию. Покажем это на примере трагического эпизода из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

…Юрий Алексеевич перешел на поляну к телу убитого им молодого белогвардейца. На красивом лице юноши были написаны черты невинности и все простившего страдания. «Зачем я убил его?» — подумал доктор.

Он расстегнул шинель убитого и широко раскрыл ее полы. На подкладке по каллиграфической прописи, сделанной старательно и любящей рукою, наверное, материнскою, было вышито: Сережа Ранцевич, — имя и фамилия убитого.
Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились по цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.

В это время Сережа застонал и потянулся. Он был жив. Как потом обнаружилось, он был оглушен легкой внутренней контузией. Пуля на излете ударилась в стенку материнского амулета, и это его спасло. Подробности в такого рода повествованиях художественно значимы, они отличают с ц е н и ч е с к и й способ изображения картин от эпического, в котором дается обобщенный рассказ о произошедших событиях. Эпическое повествование используют репортеры, журналисты как в небольших газетных публикациях, так и в пространных статьях.

Повествование как рассказ о событиях, явлениях, действиях людей может быть включено в тексты самые различные и по содержанию, и по стилевой принадлежности, и по жанрам. Оно присутствует в наших бытовых разговорах, в частных письмах. В публицистике так строятся информационные материалы, хроникальные сообщения; в научной речи — рассказы об экспериментах, исследованиях и судьбах ученых; в официальных документах — протокольные записи о различных происшествиях и т.д. в художественной литературе повествование — самый необходимый способ изложения, именно он служит изображению событий в развитии, описанию явлений, сменяющих друг другу. Даже в поэтических произведениях повествование занимает значительное место, если автор избирает эпические жанры. Так, в «Евгении Онегине» легко найти примеры повествования:

В прозе повествование составляет основную часть авторской монологической речи. Однако ни писатели, ни ораторы, как правило, не ограничиваются лишь использованием одного этого функционально- смыслового типа речи. Повествование, как и описание, обычно соединяется с другими функционально-смысловыми типами речи, образуя вместе с ними сложную структуру текста.

Например, в приведенном выше отрывке из романа «Доктор Живаго» второе предложение первого абзаца построено как описание, третье иллюстрирует рассуждение. В двух строфах из «Евгения Онегина» в повествование вклинивается объяснение.

В защитительной речи Александрова последнее предложение в процитированном тексте также содержит комментарий, которым адвокат хотел показать, что Засулич не знала о том, что среди ее знакомых есть преступники, которые старались вовлечь ее в террористическую деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)