Рассуждение

Рассуждение — это такой функционально-смысловой тип речи, в котором автор стремится доказать или опровергнуть какое-либо утверждение, развить и обосновать какую-нибудь мысль. Вот характерный пример рассуждения.

Существует ходячее представление, будто бы материальная бедность общества отражается, и притом прямо, и на его духовной бедности. И наоборот: материальное изобилие влечет — или обязано влечь за собой — также и духовное богатство. Объективные исторические наблюдения не подтверждают этого тезиса. <…>

Я был бы очень заинтересован, если бы кто-нибудь сумел убедительно показать мне, что перечисленные общества, достигшие высокого уровня общего материального благосостояния, как-то: Швеция, Голландия, Швейцария, — проявили одновременно также и подлинное духовное богатство.

Правда, что они вносили и вносят кое-что в мировую науку и технику, но наука, как и техника, относится в основном к ряду не духовных, а интеллектуальных ценностей. С самого начала следует делать различие между этими двумя рядами явлений. Умонастроение определенного типа, весьма ныне распространенного, не отличает духовного от интеллектуального. <…>

Если понять и усвоить это различие двух родов явлений, духовного и интеллектуального, тогда станет ясно, что духовное богатство находится отнюдь не в прямой зависимости от богатства материального. Дурно отражаются на духовной деятельности только две крайние степени материального достатка: нищета и роскошь. Первая заставляет тратить все силы на борьбу за существование, вторая ведет к погоне за умножением богатств либо к пресыщенности, к опустошению, к затягиванию психики душевным салом (Д. Андреев. Роза мира).

В первом абзаце дан исходный тезис. Далее идет авторское рассуждение в отрицательной форме. Следующий абзац обосновывает высказанную мысль в обобщенной категорической форме. Рассуждения, как правило, отличаются серьезным философским содержанием, они формируют наши знания об окружающем мире, заставляют задуматься над поставленной проблемой и подсказывают (или доказывают) правильный вывод.

В защитительной речи Александрова рассуждение обратило внимание судей и заседателей на то, как в частном случае — выстреле В. Засулич — отразился протест высоконравственного человека против унижения, оскорбления личности, глумления над политическим арестантом, которого высекли розгами. Вот отрывок из этой части речи.

Лишение всех прав и каторга — одно из самых тяжелых наказаний нашего законодательства… Разбойник, поджигатель, распространитель ереси, наконец, государственный преступник могут быть без явной несправедливости уравнены постигающим их наказанием.

Но есть сфера, которая не поддается праву. Куда бессилен проникнуть нивелирующий закон, где всякая законная уравнительность была бы величайшей несправедливостью. Я разумею сферу умственного и нравственного развития, сферу убеждений, чувствований, вкусов, сферу всего того, что составляет умственное и нравственное достояние человека.

Высокоразвитый, полный честных нравственных принципов государственный преступник и безнравственный, презренный разбойник или вор могут одинаково тянуть долгие годы заключения, могут одинаково нести тяжкий труд рудниковых работ, но никакой закон, никакое положение, созданное для них наказанием, не в состоянии уравнять их во всем том, что составляет умственную и нравственную сферу человека. Что, потому, для одного составляет ничтожное лишение, легкое взыскание, то для другого может составить тяжелую нравственную пытку, невыносимое, бесчеловечное истязание.

Анализ использования частей речи в таких текстах убеждает в том, что в них господствующее положение занимают имена, причем существительные здесь преимущественно отвлеченные, в которых отражается философское содержание текста. Он лишен динамичности, поэтому глаголы не играют важной стилистической роли.

Эмоциональную напряженность речи создают предложения, осложненные причастными оборотами, нагромождением однородных членов, в частности определений, выраженных прилагательными, несущими большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)