Описание

Важнейшую функцию в текстах разных стилей и жанров выполняет описание, в котором называются важнейшие черты и свойства предметов, явлений, событий, существующие (или происходящие) в одно и то же время.

Описания, в которых перечисляются все детали, привлекшие внимание автора и определившие обилие однородных членов предложения, выраженных именами существительными и прилагательными, ценят писатели. В их произведениях описания нередко составляют важную часть сюжетной линии.

Вспомним, например, в «Записках охотника» И.С. Тургенева рассказ «Татьяна Борисовна и ее племянник». …Погода прекрасная; кротко синеет майское небо; гладкие молодые листья ракит блестят, словно вымытые; широкая, ровная дорога вся покрыта той мелкой травой с красноватым стебельком, которую так охотно щиплют овцы; направо и налево, по длинным скатам пологих холмов, тихо зыблется зеленая рожь…

За небольшим прудом, из-за круглых вершин яблонь и сиреней, виднеется тесовая крыша, некогда красная, с двумя трубами; кучер берет вдоль забора налево и при визгливом и сиплом лае трех престарелых шавок въезжает в настежь раскрытые ворота… Мы у Татьяны Борисовны.

Здесь нет случайных, ненужных деталей, все подробности художественно оправданы. Последовательное нанизывание картин создает сценичность описания: читатель словно едет вместе с автором по этой широкой дороге, любуется природой, подъезжает к барскому дому и «останавливается наконец перед крылечком темного домика со светлыми окнами».

Продолжением рассказа служит описание самой помещицы. Татьяна Борисовна — женщина лет пятидесяти, с большими серыми глазами навыкате, несколько тупым носом, румяными щеками и двойным подбородком. Лицо ее дышит приветом и лаской. Она когда-то была замужем, но скоро овдовела. Татьяна Борисовна весьма замечательная женщина…

Такие описания природы, обстановки, портрета персонажей в художественных произведениях выполняют важную эстетическую функцию, они живо, наглядно, образно рисуют предметы, явления, людей; показывают атмосферу, в которой разворачиваются события. В зависимости от содержания описания делятся на портретные, пейзажные, событийные. в художественных текстах описания могут даваться через восприятие персонажей, но неизменно являются компонентами словесно-художественной ткани произведения.

Этот функционально-смысловой тип речи представлен и в выступлениях ораторов, но принципиальное отличие его в достоверности описываемого. Если в художественном тексте образ автора условный, его слова отражают настроение героев, то оратор должен стремиться к документально точному изображению обстановки, персонажей, событий, которые он хочет описать. Это особенно важно в судебных речах юридических лиц, на которых лежит большая ответственность за каждое сказанное слово.

Иллюстрируем описание отрывком из защитительной речи П.А. Александрова, которая изучается в риторике как образец ораторского искусства. Легко вообразить, как провела Засулич эти лучшие годы своей жизни… В стенах Литовского замка и казематах Петропавловской крепости. Полное отчуждение от всего, что за тюремной стеной. Два года она не видела ни матери, ни родных, ни знакомых… Ни работы, ни занятий. Кое-когда только книга, прошедшая через тюремную цензуру.

Возможность сделать несколько шагов по комнате и полная невозможность увидеть что-либо через тюремное окно. Отсутствие воздуха, редкие прогулки, дурной сон, плохое питание. Человеческий образ видится только в тюремном стороже, приносящем обед, да в часовом, заглядывающем время от времени в дверное окно, чтобы узнать, что делает арестант. Звук отворяемых и затворяемых замков, бряцание ружей сменяющихся часовых, мерные шаги караула да уныло-музыкальный звон часов.

Оратор мастерски строит речь на выразительном перечислении имен существительных (хотя ту же картину можно было бы нарисовать и с помощью глаголов: Заключенная не могла ни работать, ни чем­либо заняться, только читала… Она не могла увидеть… плохо спала, слышала лишь звуки отворяемых и затворяемых замков, да когда отворяли и затворяли замки, да когда бряцали ружья…).

Именной характер речи особенно показателен для текста такого типа: существительные и прилагательные в роли точных определений придают речи особую выразительность: они акцентируют внимание на наиболее важных, существенных деталях, расположение их при перечислении помогает представить целостную картину.

При этом описываются не только внешние черты изображаемого, но и скрытые от наблюдения факты, способные пролить свет на причины поведения, поступков героя. Однако не все описания носят именной характер речи. Выбор имен или глагольных форм зависит от содержания текста. Сравним два отрывка.

В пространстве между морем и небом носился веселый всплеск волн, взбегавших на пологий берег песчаной косы. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая, длинная коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали, где знойная мгла скрывала землю. В такой день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или же лениво качаются на волнах.

Море жило своей широкой жизнью, полной мощного движения. Стаи волн с шумом катились на берег и разбивались о песок, он слабо шипел, впитывая воду. Взмахивая белыми гривами, передовые волны с шумом ударялись грудью о берег и отступали, отраженные им, а их уже встречали другие, шедшие поддержать их.

Обнявшись крепко в пене и брызгах, они снова катились на берег и били его в стремлении расширить пределы своей жизни. От горизонта до берега — на всем протяжении моря — рождались эти гибкие и сильные волны и все шли, шли плотной массой. Тесно связанные друг с другом единством цели… Солнце все ярче освещало их хребты у далеких волн, на горизонте они казались кроваво-красными.

Оба текста представляют собой описания, но первый рисует статическую картину, а второй — динамическую. Естественно, что для изображения движения волн нужны глаголы. Однако в описаниях такого типа все глаголы несовершенного вида, они рисуют действия, происходящие в одно время, а не последовательный ход событий.

В этом отличие описания от повествования. По замечанию академика В.В. Виноградова, «прошедшее время несовершенного вида не двигает действия. Оно описательно, а не повествовательно. Оно не определяет последовательности действий в прошлом, а ставит их все в одной плоскости».

Глагольная речь в описаниях может строиться и на формах настоящего времени, употребленного в значении прошедшего, что оживляет изображение той или иной картины. Такой прием использования настоящего исторического времени глаголов несовершенного вида можно иллюстрировать примером из уже цитированной речи Александрова: Проходят пять дней. Засулич сидит в пересыльной тюрьме с полной уверенностью скорого освобождения… На пятый день задержания ей говорят: «Пожалуйте, Вас сейчас отправляют в город Крестцы». «Как отправляют? Да у меня нет ничего для дороги…»

Переносное употребление формы времени глагола — грамматическая метафора — словно приближает к нам этот эпизод. Но важно, что и в этом случае действие описательно, а не повествовательно .

Однако описания, особенно динамические описания, в тексте обычно включаются в другие функционально-речевые типы, представляя фрагмент в развитии сюжетной линии в тексте. Так, Александров, показав в процитированных частях речи бесчеловечное отношение к В. Засулич, рассказывает далее, как развивались события. А для этого используются уже иные речевые приемы, иные грамматические средства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)