Законы и закономерности

Любая наука в своем содержании имеет свои законы и закономерности. В дидактике нет четко сформулированных законов, поэтому, учитывая, что процесс обучения — многофункциональный процесс (воспитание, образование, развитие), дидактика опирается на законы других наук. Во многих дидактических работах закон обучения подменяется законом усвоения знаний, либо законом развития личности и т. п.

Действительно, если рассматривать процесс обучения как процесс усвоения знаний, то закон дидактики сводится к закону усвоения знаний, который относится к психологии. Если же рассматривать обучение с позиции общения учителя и ученика, что отражает сущность самого процесса обучения, то законы обучения подменяются социальными законами, что относится к науке социологии.

Если рассматривать процесс обучения как процесс, организуемый и управляемый учителем, то дидактический закон подменяется законом управления, т. е. законом науки кибернетики.

Иными словами, в дидактике законы обучения соотносятся с законами взаимосвязанных с ней наук.

Процессу обучения присущи определенные закономерности. Их исследованию посвящены работы Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, Б. И. Коротяева, М. Н. Скаткина и др.

В книге «Дидактика средней школы» В. В. Краевский и И. Я. Лернер выделяют два вида закономерностей обучения: первые связаны с самой сущностью процесса обучения, они неизбежно проявляются независимо от характера деятельности учителя и ученика и содержания образования; вторые зависят от организуемой на занятии деятельности и используемых средств.

Закономерности (в философии) — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями и процессами.

Закономерности процесса обучения можно распределить в две группы: внешние и внутренние.

Внешние закономерности выражают зависимость между обществом и процессом обучения, а именно:

  1. Процесс обучения зависит от потребности общества (социальный заказ общества, госстандарт по подготовке выпускника школы и цели обучения и образования).
  2. Процесс обучения зависит от возможностей общества (от экономического, культурного и социального развития общества).

Законы и закономерности служат теоретической базой для выработки принципов обучения и их правил практической педагогической деятельности.

Внутренние закономерности определяются взаимосвязью процесса обучения и его компонентов:

  1. Обучающая деятельность носит воспитывающих характер (обучая, мы воспитываем, а воспитывая — обучаем).
  2. Результаты обучения зависят от взаимодействия учителя и ученика.
  3. Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического, прямого и отсроченного повторения данного материала.
  4. Процесс обучения осуществляется через общение и познавательную деятельность.
  5. Ребенок в процессе обучения является и субъектом, и объектом обучения.
  6. Все компоненты процесса обучения зависимы друг от друга и применяются в определенной логической последовательности (цели, содержание, формы, методы, средства, контроль и результат).

Знание этих закономерностей поможет учителям более эффективно планировать учебный процесс и управлять им.

Принципами обучения называют основные дидактические условия, определяющие педагогическую обоснованность всех действий по организации и проведению учебного процесса.

Дидактические принципы отражают общие требования к формированию содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса — как в целом, так и в отдельных его звеньях. Структура дидактических принципов обусловлена структурой законов и закономерностей обучения.

Дидактические принципы в процессе обучения тесно взаимосвязаны

Обычно на отдельно взятом уроке может преобладать один или несколько принципов, остальные же могут играть дополняющую роль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)