Взаимодополняющие группы ориентиров

Десять принципиальных ориентиров педагогической деятельности можно объединить в две взаимодополняющие группы. Во-первых, это показатели и свойства, которые отражают витальные качества человека, характеризуют восприятие им самого себя как уникального явления и его отношение к собственной жизни.

Например, это:

  • жизненный ресурс;
  • иммунитет;
  • рефлексивность;
  • смыслотворчество.

Во-вторых, это характеристики восприятия человеком окружающего мира и соответствующего выражения свой активности в предметной деятельности и общении (критическое мышление, эстетическая отзывчивость, эмоциональная отзывчивость, личностное участие, отношение заботы и доверия, позитивная самореализация).

Обращаясь к обозначенным характеристикам субъективного восприятия человеком времени жизни, попробуем соотнести различные аспекты содержательного времени с выделенными показателями и свойствами, объединенными в качестве комплексных ориентиров гуманистической педагогики.

Взаимодополняющие группы ориентиров

Данное сопоставление поможет наглядно представить соответствие между воспринимаемыми человеком актуальными связями и проявлением индивидуальных качеств и свойств, востребованных у него заданной ситуацией бытия.

Сама возможность описания подобного соответствия позволяет говорить о педагогической значимости теории хронотопа (динамической смысловой системы), позволяющей выявлять и отслеживать показатели различных аспектов субъективного времени жизни.

Это связано с обозначением перспектив для выявления, учета и определенным образом активизации механизма психологического синтеза времени в образовательной деятельности, в создании подготовленной среды для познания человека и его жизнедеятельности, в организации взаимодействия и общения субъектов педагогического процесса.

Результаты подобного сопоставления, приведенные в Таблице 2, отражают тот факт, что один и тот же педагогический ориентир может быть актуален сразу в нескольких аспектах.

Изучение особенностей современной гуманистической педагогики и ее ориентиров было бы недостаточным, если бы не рассматривалось ее отличие от нормативной, рационально – технократической парадигмы образования.  Сопоставление этих парадигм следует проводить с пониманием того, что «хорошее» не является антиподом «лучшее».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)