Гуманистическая ориентация

Изучение складывающейся в отечественном общем образовании ситуации позволяет утверждать, что своеобразная «открытость» современных образовательных учреждений к разнообразным «инновациям» и порожденная ею «волна экспериментальной работы» не имеет ничего общего с ориентацией на индивидуальное развитие человека.

Так как с нею связаны такие негативные явления, как:

  • социальное расслоение учащихся при переходе на дифференцированное обучение;
  • рост психологической усталости;
  • обострение дезадаптивности учащихся при увеличении объема учебного материала и общей нагрузки;
  • возрастание тревожности при конкурсном отборе в учебные заведения.

При этом нервозность растет как среди обучаемых, так и среди педагогов, так как существует реальная угроза потерять работу, если по какой-либо причине администрация признает их «неспособными» к инновационной деятельности и т.п.

Эти негативные проявления объясняются не только эффектом агрегирования, который трудно спрогнозировать, но и целым рядом объективных причин.

Среди которых немаловажную роль играет неопределенность обозначения гуманистических основ общего образования как социального явления, мифологизация отдельных проектов, создание двойного стандарта в теории и практике педагогической действительности, снижение социального статуса и материального вознаграждения учительства.

Обращаясь к первой из перечисленных причин, возможно построить некий промежуточный уровень педагогической теории, позволяющий проектировать, организовывать и анализировать качество и динамику реализации основных ориентиров и идей гуманистической педагогики в отечественной системе образования.

Под гуманистической ориентацией педагогики понимается проявление в жизнедеятельности сообщества определенных показателей и характеристик, свидетельствующих о целевой установке, организационном и практическом соответствии педагогической действительности, осуществляемой этим сообществом, гуманистическим идеям и ориентирам.

Компонентами ориентации являются, с одной стороны, осознание концептуальных идей гуманистической педагогики, наличие мотивов для инноваций, создание определенной системы отношений и взаимодействия в сообществе, профессиональная компетентность, а с другой стороны – динамика преобразования педагогической системы в целом.

Качественная характеристика этих изменений, ведущих к утверждению гуманистической ориентации, определяется через понятие гуманизация, отражающее качественную характеристику происходящих в педагогической системе изменений при оценивании достигнутого в сравнении с предшествующими состояниями системы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)