Исследование педагогической системы

Исследование педагогической системы в плоскости «организованного пространства» предполагает две стороны. Первая – это выявление таких динамических характеристик, как биологические и технологические ритмы, определяющие логику образовательного процесса; анализ динамики природных и артеприродных факторов.

Ко второй относятся:

  • наличие экологичной, безопасной жизненной среды;
  • архитектура здания, степень открытости – закрытости конструкции помещений;
  • наличие «личной территории» педагогов и обучаемых, помещения для самостоятельной работы и консультирования;
  • соотношение рабочих зон и рекреационных зон (для психического и физического восстановления);
  • информационные хранилища и технические средства; складские помещения, санитарно-гигиенические помещения.

Выявление особенностей педагогической системы как «феномена культуры» предполагает оценку следующих характеристик: стереотипы, социальные нормы и культурные традиции; субкультура в сообществе; предметно – эстетическая, звукомузыкальная, речевая насыщенность материально – предметной среды.

Также сюда выявляется многообразие источников информации, их достаточность, надежность и доступность; ценностно смысловые и ролевые отношения педагога и ученика; взаимоотношения различных социокультурных систем через их представителей и другие.

Описание образовательной ситуации на данном уровне позволяет обозначить специфику аксиологических императивов образования, выявить логику и обоснование структуры и содержания образовательного процесса на различных возрастных этапах.

Анализ педагогической системы в терминах «социального института» предполагает выявление нескольких характеристик.

Это политико-правовая система государства; нормативно-правовое обеспечение функционирования педагогической системы в рамках окружающей социальной среды; характер и содержание взаимодействия образовательного учреждения с социальными субъектами среды; общественное мнение и ментальность.

Рассматривается наличие «свободных зон» для участия заинтересованных сторон (лиц и организаций из сферы науки, культуры, бизнеса и т.п.) в конструировании образовательной деятельности; региональная интеграция в образовательном пространстве; социальная значимость выпускников.

Динамическими характеристиками здесь выступают этапы и логика взаимоотношения образовательного учреждения с институтами социума, преемственность во взаимодействии с другими образовательными учреждениями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)