Анализ динамики жизнедеятельности человека
Логика изучения педагогической системы с использованием «гуманитарной», «качественной» методики, предполагающей отражение личной оценки её субъектов, позволяет описывать состояние педагогической системы как место жизнедеятельности человека через призму содержательного времени его жизни. И возможность конструировать зону его ближайшего развития и на этой основе создавать в образовательном процессе оптимальные условия его актуального развития. Фокусом для анализа выступают восприятие и оценка субъектом педагогической системы, логики и динамики его изменения, уровня сформированности, эффективности и перспектив педагогического процесса, а также оценки его соответствия интересам, потребностям, целям субъекта и собственного положения в этом процессе.
Первоначально анализируются опора на ритмичность биологических процессов в окружающей среде (биологическое время) и опора на внутренние для организма ритмы и циклы (биогенное время). Следующая характеристика – учет временной ограниченности функционирования артефактов, существующих в образовательном пространстве, и осознание необходимости их периодического восстановления или замены самим человеком (техногенное время). Опора на сохранение, усложнение и передачу культурной информации, ее многообразие и свободный обмен; сохранение связи поколений через осмысление отношений к ушедшим из жизни близким людям (символическое время) – всё это относится к характеристикам исследования жизнедеятельности человека.
Выделяют технологическое время:
- формирование подготовительных изменений для предполагаемых будущих событий;
- создание и владение способами, средствами и технологиями преобразования окружающего мира;
- изменение собственных характеристик за счет искусственно создаваемых средств для существования в меняющемся мире;
- накопление и сохранение имеющихся результатов жизненной активности в виде индивидуального опыта.
Социогенное время: накопление, усложнение и передача индивидуального и группового опыта социальной активности, что позволяет отслеживать определенные циклы и этапы социального развития; периодическое качественное изменение социального окружения, связанное с возрастными, функциональными, личностными новообразованиями человека. Ещё одна из характеристик – это технологическое и психологическое время.
К ним относятся регламентация жизнедеятельности в сфере образования; предвосхищение процессов и результатов своей жизненной активности; коррекция собственной деятельности; органическое единство динамики осознанного и бессознательного; опора на взаимозависимость и взаимопереход различных форм психологической активности. И последняя, но не менее важная для исследования – это потенциальное время. Например, осмысление жизни как постоянная обратная связь между поступками и самоконтролем. Или целеполагаение как проявление свободы; проектирование собственного жизненного пути, предполагающее выделение определенных его этапов и основных событий.
- Компоненты педагогической системы
- Интеракционное измерение
- Исследование педагогической системы
- Критерии гуманизации образования
- Причины неоднозначности современной педагогики
- Гуманизация образования
- Гуманистическая ориентация
- Агенты и факторы макропроцессов в сфере образования
- Выявление особенностей структуры сообществ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу