Причины неоднозначности современной педагогики

Прежде всего, что в традиционной отечественной педагогике цель априорно задавалась «высшими инстанциями», которые вкладывали в ее формулировку далеко не всегда осознаваемый педагогами смысл. Значительная часть современного учительства и сейчас продолжает ориентироваться в своей профессиональной деятельности именно на задаваемую «сверху» цель, выучивая новые термины и положения, не пытаясь уловить смысла и сущности нововведений. Происходит своеобразная идеализация цели как некоего отвлеченного абсолюта, имеющего место быть лишь в спекулятивных построениях и на экзаменах по повышению квалификации.

Подобная цель становится объектом манипуляций, в том числе и политических, благодаря своей аморфности и возможности применения любых трактовок. Так, под понятие гуманизации в разной трактовке подпадает и оправдание существующего политического строя, и обоснование разрушения или отказа от принципов уже имеющейся системы образования, и как лозунгширма, позволяющий прикрыть отсутствие какой-либо перспективы развития системы, разумного и обоснованного ее преобразования.

Для педагогической практики характерно мифотворчество, которое предполагает, что лишь определенный подход или технология является единственно верным, «оптимальным», и что массовое его использование принесет России «долгожданный покой и процветание».

Механизм фетишизации и мифологизации сколько-нибудь эффективных методик повсеместно «применяется» в «благих целях» и по отношению к проектам гуманистической ориентации, когда их пытаются в приказном порядке «внедрить» и «сделать достоянием» массовой практики. Однако жажда «большого скачка» рано или поздно превращается  имитацию скачка – возникают образцовые ситуации, праздники, клубы, открытые уроки, которые никак или почти никак не связаны с общим положением дел, создавая ложный образ учебного заведения, прежде всего, у самих педагогов. Как отголосок предыдущего этапа жесткого политического контроля за деятельностью образовательных учреждений в России происходит наложение мифотворчества с директивностью в управлении, что приводит к перерастанию общезначимого в канонизированное, к монополизации, к возведению отдельных лозунгов в ранг абсолюта.

Единообразие невольно оборачивается запретом на инакомыслие: все «другое», не «то же самое», становится антиподом.

Консервативно – охранительные структуры любого из уровней управления (от министерского до школьного), тяготеющие к распространению и поддержанию «общезначимого», перерождаются в итоге в консервативно – запретительные. Характерной для отечественной системы образования становится и экзальтация «дарвинизма», когда учебные заведения постоянно находятся в схватке за собственное экономическое выживание. Следует учитывать и то, что в современной России все еще жива надежда на властные структуры, которые проводят свою политику, прежде всего, исходя из реального бюджета.

Гуманизация как всеобщее движение лишено каких-либо материальных оснований и здравого смысла. Практика показывает, что лишь обращение к сообществу, позволяет находить совместное решение конкретных задач общего образования.

Ведь если в учебном заведении плохая столовая и нет свободного места для отдыха и спортивных занятий, вышли из строя компьютеры и устарело оборудование в мастерских, то это проблемы, прежде всего, самого сообщества, члены которого будут пассивно «отсиживать» время учебного курса. Их жизненный ресурс будет ограничен, это определит их условия жизни, а значит, и будущие условия жизни самого сообщества. Однако, подобный подход позволяет «технологично гуманизировать» и процедуру исполнения смертного приговора, когда любые формальные манипуляции едва ли кто сочтет «признаками гуманистической ориентации».

Список подобных квазипримеров можно продолжить: с ориентацией на «клиента» входят в доверие с целью «технологично» воспользоваться слабостями человека, чтобы затянуть в секту, выманить материальные ценности, вовлечь в преступную деятельность и тому подобное. Все перечисленное с особой актуальностью ставит проблему нравственной ответственности педагога, стремящегося реализовать гуманистические основы образования в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, в логике данного исследования понятие «гуманизация» не соотносится с какой-либо социально-политической доктриной, не имеет ничего общего с формальной «реорганизацией» властных структур в системе общего образования, не претендует на существование в виде универсальной технологии. А, прежде всего, является характеристикой, отражающей качественное содержание происходящих в педагогической системе изменений при оценивании достигнутого в сравнении с предшествующими состояниями системы с позиции входящих в нее субъектов. То есть, гуманизация образования выступает как изменение качества жизни человека педагогическими средствами через «снятие» последствий технократизма и перехода к гуманитарной логике мышления и поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)