Анализ положений современного гуманизма

В последнее десятилетие ХХ века слово «идея» стало активно употребляться в отечественной педагогике. Греческий оригинал этого слова означает «представление, первообраз», что отражает в самих истоках этого понятия активнодейственный, продуктивный характер движения человеческого сознания относительно наличного бытия.

Общенаучная трактовка этого понятия также указывает на активное, творческое начало, которое несет в себе та или иная идея, т.е. «форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя осознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира».

Сопоставительный анализ исходных положений современного гуманизма и различных направлений и концепций современной гуманистической педагогики позволяет с определенной долей вероятности выделить некий тезаурус гуманистической ориентации в сфере образования.

Он может быть представлен в сопоставлении с нормативной/консервативной/традиционной педагогикой через совокупность идей, актуальных и воспринимаемых именно в контексте современных культурных и социальных условий жизнедеятельности педагога и обучаемого.

При этом попытаемся учесть особенности трех плоскостей анализа: концептуальное осмысление природы человека, обозначение динамики его развития и выявление специфики педагогической деятельности как фактора этого процесса.

С позиции общей теории человекознания таковыми идеями можно считать:

  1. Идея уникальности, незаменимости и непредопределенности каждого отдельного человека.
  2. Идея диалогичности природы человека.
  3. Идея самоценности каждого периода человеческого существования (детства, юности и т.д.).
  4. Идея естественного права человека на собственное «пространство жизни», на личную тайну и на признание и защиту своих прав.
  5. Идея индивидуального развития как естественного процесса роста, усложнения, вызревания и другие.

Степень реализации каждой из этих идей в конкретных направлениях и проектах гуманистической ориентации различна, поэтому следует представлять, что объективно существуют пределы влияния отдельных идей, востребованности концепций и эффективности конкретных педагогических проектов.

Этот факт указывает на то обстоятельство, что гуманистическая педагогики изначально предполагает многообразие педагогической деятельности и отказ от абсолютизации какой-либо идеи или технологии.

Данное положение позволяет говорить еще об одной принципиальной идее – о постоянном развитии идей гуманистической педагогики как необходимом условии ее существования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)