Анализ положений современного гуманизма
В последнее десятилетие ХХ века слово «идея» стало активно употребляться в отечественной педагогике. Греческий оригинал этого слова означает «представление, первообраз», что отражает в самих истоках этого понятия активнодейственный, продуктивный характер движения человеческого сознания относительно наличного бытия.
Сопоставительный анализ исходных положений современного гуманизма и различных направлений и концепций современной гуманистической педагогики позволяет с определенной долей вероятности выделить некий тезаурус гуманистической ориентации в сфере образования.
Он может быть представлен в сопоставлении с нормативной/консервативной/традиционной педагогикой через совокупность идей, актуальных и воспринимаемых именно в контексте современных культурных и социальных условий жизнедеятельности педагога и обучаемого.При этом попытаемся учесть особенности трех плоскостей анализа: концептуальное осмысление природы человека, обозначение динамики его развития и выявление специфики педагогической деятельности как фактора этого процесса.
С позиции общей теории человекознания таковыми идеями можно считать:
- Идея уникальности, незаменимости и непредопределенности каждого отдельного человека.
- Идея диалогичности природы человека.
- Идея самоценности каждого периода человеческого существования (детства, юности и т.д.).
- Идея естественного права человека на собственное «пространство жизни», на личную тайну и на признание и защиту своих прав.
- Идея индивидуального развития как естественного процесса роста, усложнения, вызревания и другие.
Степень реализации каждой из этих идей в конкретных направлениях и проектах гуманистической ориентации различна, поэтому следует представлять, что объективно существуют пределы влияния отдельных идей, востребованности концепций и эффективности конкретных педагогических проектов.
Данное положение позволяет говорить еще об одной принципиальной идее – о постоянном развитии идей гуманистической педагогики как необходимом условии ее существования.
- Компоненты педагогической системы
- Анализ динамики жизнедеятельности человека
- Интеракционное измерение
- Исследование педагогической системы
- Критерии гуманизации образования
- Причины неоднозначности современной педагогики
- Гуманизация образования
- Гуманистическая ориентация
- Агенты и факторы макропроцессов в сфере образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу