Воплощение педагогической альтернативы

Общенаучное значение слова «альтернатива» определяется через «необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей; каждая из исключающих друг друга возможностей». Педагогическое наполнение этого термина М.Н.Певзнер раскрывает как новое, отличное от официально существующего видение проблемы.

Оно основано на:

  • осмыслении социальной потребности в новом качестве образования человека;
  • своеобразном научном понимании психологии человека, особенностей его индивидуального развития;
  • предположении о возможности конструирования оригинальной образовательной системы;
  • потребности реализовать педагогический замысел в авторской концепции и практическом взаимодействии с педагогами и воспитанниками.

Здесь следует оговорить допущение: педагогическая альтернатива является конструктивной, её едва ли можно рассматривать через призму положений о маргинальных процессах и состояниях.  Принципиальным здесь является то, что выдвигаемая программа всегда выступает как еще перспективная цель, как новая оригинальная система.

На разных этапах социальной истории педагогическая альтернатива имеет разную степень теоретической и практической проявленности.

По мнению М.Н.Певзнера, она формируется на гранях эпох. «Всплески» альтернативного обучения и воспитания наблюдались: в эпоху Возрождения; в эпоху Просвещения; в начале и в последней четверти ХХ века.

Вероятность проявления педагогической альтернативы возрастает в те моменты истории, когда отчетливо проступают несбалансированность социального существования человека и его внутреннего мира, когда назревает потребность в новом осмыслении и преобразовании многообразных отношений с миром.

Тем самым, движение педагогической альтернативы можно представить как ценностную, духовную эволюцию или революцию, так как для него характерна переоценка ценностей образования за счет конверсии существующих педагогических традиций, их субъективной, авторской интерпретации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)