Интеракционное измерение

«Интеракционное измерение» предполагает изучение сети, иерархии и динамики взаимовлияния не только элементов самой педагогической системы, но и учета того, что спецификой этой системы является открытость взаимодействию с социокультурной средой.

Динамику этих связей необходимо учитывать в свете того, что сами функции педагогической системы, в самом общем виде, задаются потребностями общества, его экономическим состоянием, уровнем культурного развития и ментальностью.

Наиболее существенными агентами внешнего воздействия здесь выступают: семья обучаемого, органы или лица, являющиеся учредителями образовательного института, или выступающие в роли проектировщиков деятельности; органы, являющиеся потенциальными потребителями выпускников образовательных учреждений и другие.

Семья обучаемого: здесь могут выступать Совет учебного заведения, попечительский совет, общее собрание, досуговые мероприятия, тематические и итоговые конференции и т.п.

Органы или лица, являющиеся учредителями образовательного института – это государственный или общественный орган, инициативная группа или частное лицо, влияние которых не ограничено только созданием заведения, но и связано с возможностью определять динамику его развития.

Интересно
Органы или лица, выступающие в роли проектировщиков деятельности, осуществляемой в образовательных заведениях – институт управления, объединяющий тех, кто координирует и поддерживает образовательный процесс, его технологии и инфраструктуру.

Органы, являющиеся потенциальными потребителями выпускников образовательных учреждений, являются сообществом, учебным заведением очередной (более высокой) ступени, органами государственного и местного управления, производственными и сельскохозяйственными предприятиями, структурами сферы обслуживания и т.п.

Другие образовательные институты сообщества, которые взаимодействуют с данным учреждением – это субъекты формальной, неформальной и информальной подструктур образовательного пространства.

Особая роль здесь принадлежит «институтам социальной памяти»: собственно учебным заведениям и службам информационного обслуживания – библиотеки, архивы, музеи, книжные магазины, издательства, телеграфные агентства, статистические службы, рекламные и информационные фирмы, компании теле- и радиовещания, центры интернет и т.п.

Можно говорить о пяти возможных подходах к взаимодействию различных институтов в образовательном пространстве.

Первый подход – неформальные отношения, когда сами системы учреждений не претерпевают никаких изменений в ходе взаимодействия; второй –  координация действий.

Третий подход – партнерство, то есть совместная добровольно распределенная деятельность различных учреждений, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками взаимодействия эффектам.

И последний подход: сотрудничество или совместная работа по единым программам и проектам; интеграция, когда едиными становятся цели и принципы организации и содержания образовательного процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)