Развитие экономической социологии в 1960-е-1970-е гг. (А . Мартинелли)

В 1980-е гг. новый импульс развития получает не только американская эко­номическая социология, но возрождается и европейская традиция, хотя не без влияния американской традиции. Как уже отмечалось, в 1986 г. в Италии выхо­дит книга «Экономика и общество» А. Мартинелли, бывшего аспиранта Смэлсера в Беркли, а в 1990 г. он публикует совместно со Смэлсером статью «Эконо­мическая социология: исторические нити и аналитические вопросы». Как и Смэлсер, Мартинелли находился на посту председателя исследовательского комитета «Экономика и общество» Международной социологической ассо­циации. Однако он занимался не только общими вопросами экономической социологии, но и специальными исследованиями, особым объектом его со­циологического анализа становится феномен предпринимательства. В основ­ном Мартинелли занимается теоретическим и историческим исследованием предпринимательства, его социальной организацией и соотношением с менеджментом. Отталкивается он от классической теории предприниматель­ства, куда относит прежде всего Маркса и Вебера, но особенно Шумпетера. В центре его внимания находится анализ предпринимательства как социаль­ного явления (посредством исследования предпринимателей и менеджеров как социальной группы, соотносящейся с другими группами, и ее социаль­ного лидерства). Для экономистов предпринимательство является функцией внешних условий, для психологов — личностной проблемой, обусловленной факторами воспитания, семейного положения и т. д.; социологический под­ход предпринимательство анализирует как социальное явление, обуслов­ленное социальными факторами и как источник экономического развития. Часто происхождение предпринимательства в социологии рассматривалось либо с точки зрения маргинальных групп, либо культурно-замкнутых групп (типа религиозных сект). С позиции Мартинелли такое объяснение предпринимательства больше подходит для начала капитализма, в эпоху развитого ка­питализма предпринимательство скорее формируется в рамках основных со­циальных слоев, а не социальных меньшинств. В отличие от экономического толкования мотивов деятельности предпринимателя, социологический подход заключается в том, чтобы рассматривать мотивы комплексно — это не только прибыль как источник вознаграждения, но и слава, престиж, власть.

Основной тенденцией за последние 150 лет развития капитализма являет­ся разделение функций собственности и управления, «семейный капитализм» или капитализм собственников уступает место «управленческому капитализму». Но в отличие от Шумпетера, Мартинелли считает, что отмирания предприни­мательской функции не произошло, капитализм скорее приспособился к но­вым условиям, и в нем происходит сочетание как крупных корпораций, осно­ванных, в сущности, на бюрократическом администрировании, так и мелких предпринимателей-собственников (особенно в сфере услуг). Другая сторона этого вопроса в том, что крупные менеджеры все больше являются долевыми собственниками своих корпораций, поэтому функции управления и собствен­ности не имеют таких сильных различий. Но все же фирма или экономическое предприятие сегодня скорее являются управленческой организацией, нежели капиталистической фирмой, основанной на функции собственности.

Приори­тет управленческих функций в экономике, а не чисто экономических подтверж­дается с точки зрения Мартинелли и неоинституциональной теорией Коуза и Уильямсона. Но роль управления не только бюрократическая (в классическом виде это администрация, координация и контроль), управление, соединяясь с предпринимательской функцией, берет на себя социальную функцию улажи­вания конфликтов, функцию социального лидерства и создания корпоративной культуры и ценностей организации.

Предприниматели и менеджеры составляют определенную социальную груп­пу — «бизнес-класс». Природа такой коллективной организации гораздо более сложная, чем природа трудящихся классов, которые естественно объединяются в борьбе за свои интересы. Предприниматели разъединены в силу конкурент­ных условий, а также в силу принятия ценностей рационалистического инди­видуализма. Поэтому бизнес-класс в основном оказывает влияние на политику посредством индивидуальных, а не коллективных действий. Тем не менее не­обходимо рассматривать предпринимательство как феномен коллективного дея­теля (“collective actor”) в аспекте общих ценностей, коммуникации, влияния на другие группы и создания единого социокультурного пространства. В отличие от Шумпетера, Мартинелли считает, что предпринимательство как экономическое и социальное явление продолжает играть свою роль в развитии капиталистиче­ского общества, капитализм еще раз проявил возможность гибко приспосабли­ваться к меняющимся условиям.

В последнее время Мартинелли в экономической социологии интересуют процессы глобализации, деятельность международных экономических ассоциа­ций и международные рынки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)