Развитие экономической социологии в 1960-е-1970-е гг. (А. Стинчкомб)

Развиваемое Смэлсером структурно-функциональное направление в экономической социологии не являлось одной линией развития экономической со­циологии. И в 1960-е, и в 1970-е гг. существовали и другие подходы. Примером этого являются работы другого представителя американской социологии Артура Стинчкомба. Стинчкомб в 1950-е и 1960-е гг. занимался вопросами исследования организации и управления в области промышленности и сельского хозяйства. Его статья 1959 г. “Bureaucratic and Craft Administration of Production” была включена в сборник по социологии экономической жизни М. Грановеггера в 1992 г., а работа 1961 г. “Agricultural Enterprise and Rural Class Relations” включена Смэлсе­ром в хрестоматию по экономической социологии 1965 г. Все это свидетель­ствовало о признании заслуг Стинчкомба в области экономической социологии; в 1974 г. он опубликовал книгу «Создание эффективного промышленного управ­ления» (“Creation efficient industrial administrations”), но действительно существен­ным вкладом его в экономическую социологию стала книга 1983 г. «Экономиче­ская социология». В отличие от структурно-функционального направления, Стинчкомб придерживается неомарксистской методологии, выделяя в качестве основной категории «способ производства», другая сильная сторона его метода — применение сравнительно-исторического подхода. Каждое общество, по Стинчкомбу, можно рассматривать как способ производства — как соотношение про­изводительных сил и производственных отношений. Но Стинчкомб предлагает дополнить рассмотрение способа производства с помощью схемы «экология, тех­нология, экономическая организация и население». И далее он предпринимает срав­нительное исследование трех различных способов производства — примитивного африканского племени, французского общества XVIII столетия и современного американского. Таким образом, Стинчкомб возрождает традицию историческо­го направления в экономической социологии.

Рассмотрим по порядку предложенные им основные характеристики спосо­бов производства. Во-первых, экология. Центральная идея Стинчкомба состоит в том, что экономическая деятельность зависит от ресурсов, экосистема огра­ничивает, но не предопределяет ее. В примитивном африканском племени каримойа (karimoja) основные ресурсы, задаваемые экосистемой, — травяная рас­тительность для стада, вода и земля. Но сельское хозяйство в виде земледелия не развито, поскольку климат не способствует этому. Вообще природные факторы характеризуются здесь своей непредсказуемостью. Такой тип экосистемы опре­деляет и социальную структуру племени: оно разделено на небольшие семьи,каждая из которых обслуживает отдельное стадо. Племя в одном месте практи­чески не собирается, поскольку необходимо пасти стада на разных пастбищах. Численность населения зависит от численности стада, каждый человек должен поддерживаться десятью головами стада. Для сохранения пастбищ племя вы­нуждено защищать свою местность от набегов других племен, что создает фактор солидарности. Но в редкие годы сильной засухи соседние племена перемешива­ются. Обмена товарами практически нет — все создается внутри семьи, людей заставляют двигаться лишь постоянные перемещения со стадом, мужчины пле­мени каримойа обычно проходят по 60 миль в день (это создает и физический тип представителей племени — люди высокие и стройные). В некоторые сезоны образ жизни становится кочевым, но обычно семьи соединяются для временно­го поселения.

Экология французского общества XVIII столетия главным образом определя­ется почвенными ресурсами. В зависимости от типа почвы выделяются два типа социальной общности: на древних кристаллических почвах обычно существова­ли фермерские хозяйства. Здесь производительность пастбищ была относительно низкой, поля обрабатывались отдельными семьями, контакты с горожанами были ограничены, земля обычно принадлежала феодалам и сдавалась в аренду, поэтому их социально-политическое влияние было значительным. На равнинах, представ­ляющих собою дно древних морей, производительность сельского хозяйства была выше, поля обрабатывались совместно, типичными поселениями были деревни, зависимость от города была достаточно сильной, развитой была торговля, земля принадлежала буржуазии, поэтому ее влияние было особенно сильным, а соответ­ственно — и влияние королевского двора в противовес феодальной знати.

Экология современного американского общества характеризуется тем, что деятельность человека происходит главным образом в искусственной среде. Эко­номика индустриального типа не зависит от климатических условий, почва для сельского хозяйства поддерживается удобрениями и ирригацией. Все ресурсы эко­номической деятельности практически взаимозаменяемы, стабильны и доступны, большую роль играет транспорт. До 1880 г. производство главным образом было связано с обработкой биологических продуктов, а после основой стал металл. Та­кой тип экосистемы связан с подавляющим преимуществом городского образа жизни и присущим ему типом семьи, коммуникаций и отношений.

Итак, каждое общество и его социальная структура отличаются друг от дру­га в зависимости от природных условий, экономическая структура по-разному приспосабливается к природной среде. Но развитое общество определяется нетолько природой, но и тем, чтб оно готово взять от природы с помощью тех­нологии. Следующий элемент способа производства, рассматриваемый Стинчкомбом, — это технология. Любая экономическая деятельность имеет элементы знаний, мастерства, предполагает материальные средства труда — это и есть технология, от нее зависит эффективность деятельности.

Примитивная технология племени каримойа зависела прежде всего от числа людей, их энергии, опыта и мастерства при минимуме материальной культуры. В основном это было скотоводство при вспомогательной роли земледелия. Глав­ным «капиталом» являлся скот, поэтому обычно он не употреблялся в пищу, как средства питания использовались только молоко и кровь (без убоя животных). С этим связаны материальные предметы экономической культуры —деревянная посуда для хранения молока, молочных продуктов и крови. Все технологические знания ориентированы на то, как обходиться со стадом.

Технология французского общества XVIII столетия была связана с сельским хозяйством. Изобретение плуга дало возможность небольшими семьями зани­маться обработкой полей. Основным технологическим средством уборки урожая был серп, передвижения осуществлялись водным путем или с помощью домаш­них животных. Все это давало возможность стабильного сельскохозяйственного производства, по крайней мере была исключена возможность голода. Большим прогрессом стало распространение знаний и новшеств с помощью книг и про­фессионального обучения.

Технология современного общества США связана с индустриальным про­изводством в условиях информационных систем. Причем все большее значение приобретает не производство (30 % от совокупного продукта), а сфера услуг (око­ло 50 %). Производство существует в условиях специализации, решены проблемы хранения продуктов питания и транспортировки, большее внимание уделяется не самому процессу производства, а его научно-технологической подготовке. Сель­ское хозяйство хотя и играет незначительную роль по сравнению с производством и сферой услуг, но стабильно обеспечивает общество продуктами питания.

Итак, технология определяет материальное богатство общества, организацию производственных групп, степень взаимозависимости людей и мобильность. Но она существует не сама по себе, а в условиях экономической организации — это третий компонент способа производства, считает Стинчкомб.

Экономическая организация рассматривается Стинчкомбом с трех позиций: собственности, рабочей силы и отношений власти, распределения. В экономи­ческой организации племени каримойа собственность, труд и родство объедине­ны. Все права собственности на основной «капитал» — скот — принадлежат гла­ве семьи, остальные имеют лишь право контроля. Только мужчина может быть главой семьи, ему на правах собственности принадлежат и другие члены семьи, что, кстати, не исключает добрых отношений между ними. Семья состоит из гла­вы семьи и его женатых сыновей, идеал — большая семья для ухода за скотом и большое стадо для обслуживания семьи. Рядовым членам семьи принадлежит лишь право на продукты питания. Отношений обмена и распределения прак­тически нет. Собственность на землю распределена среди семей всего племени, к ней не допускаются лишь соседние племена.

Экономическая организация средневекового французского общества пред­полагает уже два типа деятельности — сельское хозяйство и государственную службу. В земледелии существовали арендные отношения на основе фермерских хозяйств, выплачивавших лендлордам ренту. Крестьяне обладали собственным капиталом, могли нанимать рабочую силу, хозяин земли уже не вмешивался в ведение дел. Другим типом экономических отношений был труд зависимых кре­стьян на земле лендлорда, здесь хозяин уже контролировал ведение дел, оплата за пользование землей осуществлялась в натуре, при этом организация хозяйства могла быть только семейной. И, наконец, были свободные крестьяне, владевшие своей землей (их было от 10 до 40 %). Как видим, обычно права собственности делегировались владельцем земли другим лицам, здесь уже имело место распре­деление продукта — между работником и хозяином земли. Виды деятельности на государственной службе были таковы: либо обычный государственный служа­щий, работающий за жалование; либо служащий, получающий вознаграждение от платы граждан (например, сборщик налогов получал процент от этих нало­гов); либо государственный служащий, получающий государственное имуще­ство в собственное распоряжение.

Экономическая организация современного американского общества ха­рактеризуется двумя основными видами собственности: корпоративной и государственной. Основные экономические единицы — государство, корпо­рации и фирмы, семья. Но семья, в отличие от средневекового общества, не играет роли в производстве, труд осуществляется в основном вне дома. Глав­ная форма организации — бюрократический аппарат с группой лиц во главе; тип организационных отношений — контракт, определяющий работу и вознаграждение за нее. Контроль над ресурсами осуществляется как рыночным механизмом, так и административным аппаратом. Распределение совокупно­го дохода осуществляется примерно так: 3/4 — заработная плата, жалования, пособия, пенсии; 1/6 — доход собственников. Особенно неравномерно распределение в области корпоративного дохода: 1 % населения США владеет 50% всех акций. Большое значение в современном обществе занимает вто­ричное перераспределение.

Экономическая организация предполагает соответствующую социальную структуру: в примитивном обществе это отношения внутри семьи, в средневе­ковом — между лендлордом и крестьянином, в современном — между рабочим и капиталистом. Последний компонент способа производства, по Стинчкомбу, — это демографическая структура.

В примитивных обществах основная цель — сохранить демографическую структуру в неизменном виде. Высокая смертность детей от инфекций и голода заставляла племя контролировать рождаемость — поощрялось рождение ребенка до брака, разрешалось многоженство. Чем больше детей, тем богаче хозяин. Дети в прямом смысле были богатством общества. Социальные роли воспроизводятся через роли мужчин в семье, а административные — по возрасту: племенем управ­ляли старейшины.

Демографическая структура Франции в XVIII столетии отличалась также вы­сокой смертностью и рождаемостью, смертность была выше в городах, среднее количество детей в семье составляло девять, здесь часто встречалось позднее замужество. Социальный статус человека определялся профессией и собственностью (феодальная знать, священство, королевские служащие, мастеровые, крестьяне). Социальное положение детей зависело в большинстве случаев от со­циального положения родителей.

Демографическая структура современного американского общества харак­теризуется низкой смертностью и низкой рождаемостью. Социализация проис­ходит в семье, школе, колледже. Если раньше социальная роль не была отделена от собственности, то сейчас роли создаются в организации, происходит быстрое присвоение роли индивидом через рынок труда. Капитал создается уже не се­мьей, а самим человеком посредством получения образования.

Такова экономическая социология Артура Стинчкомба — сравнительное исследование способов производства. Его книга, по нашему мнению, является важной вехой в современной экономической социологии, поскольку Стинч­комб сумел показать значимость сравнительных исторических исследований, внести новое направление в господствовавшую структурно-функциональную парадигму.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)