Теория капитализма по Ф. Бродель

Собственную теорию развития капитализма представил в своих произведениях Ф. Бродель. В своих трудах Бродель представил особый взгляд на генезис и динамику капитализма, отталкиваясь от рассуждений классиков исследований «современного» общества и активно критикуя большинство их выводов.

Он принципиально по-новому, абсолютно вне «традиционных» идеологических схем и интерпретаций, по-другому, чем эволюционисты, применил термин «капитализм» для объяснения локальных и глобальных трансформационных процессов.

Чтобы объяснить сущность и специфику капиталистического действия, Бродель сравнил его с иными типами экономической деятельности, осуществляемой людьми в огромном пространстве хозяйственной жизни.

Экономическое пространство (или «множество») он условно разделил на три сферы, в рамках которых люди осуществляют свою хозяйственную деятельность: материальная культура, рыночная экономика и капитализм.

Материальная жизнь (культура) — это многообразная, рутинная, самодостаточная жизнь, совокупность социальных действий, связанных с удовлетворением прежде всего материальных потребностей. Эта деятельность осуществляется в системе вещей и по поводу вещей.

С помощью системы вещей человек выполняет постоянно осуществляющуюся, запрограммированную совокупность действий, приспосабливаясь тем самым к окружающему миру.

Следующие две сферы — рынок и капитализм. В отличие от экономистов, Ф. Бродель противопоставляет эти две категории.

Рыночная экономика — это прежде всего обмен, распределение благ посредством экономического и социального взаимодействия индивидов.

Рыночная экономика — это система более сложных действий, чем те действия, которые осуществляются в сфере материальной жизни. Как правило, процесс и результат такого обмена уже в состоянии учесть статистика.

По Ф. Броделю, возможны две формы рыночной экономики:

  • А — общественный рынок — это повседневный рыночный обмен. Местная торговля, рынок мелких городов. Эта торговля носит регулярный, предсказуемый характер (например, скупка у крестьян зерна с целью его дальнейшей перепродажи);
  • В — частный рынок — это действия, связанные также с обменом, но эти действия стараются ускользнуть от гласности и контроля.

Это значит не уйти в тень, а подняться несколько выше над рынком типа А, принять участие в таких обменах, которые приносили бы сверхприбыли, тем самым резко выделяясь из всей массы обменов и ускользая от влияния рыночной конъюнктуры.

Здесь и появляется в его концепции термин «капитализм». Капитализм — это сфера социально-экономической деятельности, основывающаяся на таких видах обмена и/или производства, которые являются наиболее прибыльными.

Капитализм, таким образом, — это изначально сфера господства монополий и постоянной борьбы с конкуренцией (как вы помните, одной из характеристик капитализма у экономистов была именно конкуренция). Наличие борьбы с конкуренцией объясняется тем, что капиталисту надо уберечь оптимальные для своего бизнеса экономические условия (например, уровень цен).

Поэтому капиталист всегда стремился уйти от конкуренции — ведь только обладая монополией, можно получать сверхвысокую прибыль.

Таким образом, капитализм у Ф. Броделя — это сфера весьма специфической социально-экономической деятельности, а не социальнополитический строй или социально-экономический уклад.

Капитализм, по Броделю, не создает своего собственного способа производства, который обладал бы внутренней тенденцией к самораспространению внутри социальной системы, он не охватывает все социальные отношения в определенную эпоху, однако на определенном этапе своего развития способен оказать управляющее воздействие на рыночную экономику и материальную культуру.

Интересно
Согласно Ф. Броделю (и в этом он солидарен с такими историками, как Т. Моммзен, М. Монтель, М. Ростовцев), термин «капитализм», рассматриваемый как сфера социально-экономической деятельности, можно применять для описания процессов, происходящих в различных обществах, цивилизациях на различных временных отрезках.

Что касается европейского капитализма (под которым приверженцы эволюционизма, как правило, понимают капитализм вообще), то возник он, по Ф. Броделю, благодаря удачному стечению обстоятельств, возникновению в Европе в определенный период ее истории (XVI в.) необходимой совокупности социальных условий (политических, экономических, культурных и т. д.) для успешного развития типов социально-экономической деятельности, составляющих капитализм.

Чтобы объяснить сущность капиталистического действия, динамику капитализма, Броделю пришлось создать новый теоретико-методологический подход к исследованию, на первый взгляд, давно уже изученных явлений и процессов.

Прежде всего он приложил усилия к созданию принципиально новой пространственно-временной модели, которая во многом стала основой «альтернативного» видения процессов социальных изменений.

Появление данной модели позволило объяснить процесс становления и осуществления господства капиталистической деятельности в различных социальных системах и в разных исторических эпохах.

Одним из основных элементов этой модели и новым для общественных наук понятием стал мир-экономика (“l’economie-monde”).

Мирэкономика — это общество, социальная система, занимающее определенное, предоставленное историей географическое пространство и приспосабливающее его к своим целям с помощью всех видов социально-экономической деятельности.

Функционирование и трансформация мира-экономики осуществляется на основе постоянного утверждения господства его центра над полупериферией и периферией. А капитализм, капиталистическое действие является одновременно и порождением, и постоянным генератором неравенства между зонами мираэкономики, воспроизводиться которому позволяет неэквивалентный обмен между центром, полупериферией и периферией.

Согласно Броделю, мир-экономика может быть определен с помощью трех существенных признаков:

  1. Во-первых, мир-экономика должен занимать вполне определенное географическое пространство, границами которого могут быть как естественные, природные, так и экономические, культурные, духовные (ментальные) рамки.
  2. Во-вторых, мир-экономика предполагает наличие некоего центра — города или страны. Этот центр становится основой распространения влияния капиталистической суперструктуры на все иерархии данной социальной системы. Он непостоянен, его социально-экономическая, политическая и культурная базы меняются в процессе трансформации того или иного мираэкономики, рассматривать которую имеет смысл лишь в длительной временной протяженности (la longue duree). Наиболее ярко смена центра проявилась в европейском (западном) мире-экономике (далеко не единственном из существовавших в истории человечества). Если до конца XVIII в. центром этого мираэкономики были последовательно Венеция, Антверпен, Генуя, Амстердам, в конце XVIII в. первенство перешло к Лондону (и к Великобритании). А в XX в. центр переместился из Лондона в Нью-Йорк (в США, тем самым определяя доминирующую роль этой страны в процессе распространения и сохранения влияния структуры указанного мира-экономики на сложную систему мирохозяйственных отношений второй половины XX — начала XXI в.).
  3. В-третьих, мирэкономика имеет горизонтальную и вертикальную иерархии. Иерархия по вертикали включает систему социальных иерархий (экономических, политических, религиозных и т. п.), существующих во всех частях (зонах) мира-экономики.

Иерархия по горизонтали — это пространственная, географическая иерархия мира-экономики. Она означает иерархизацию пространства хозяйственных коммуникаций в каком-либо мире-экономике, который приобретает характер геосоциальной системы, состоящей из трех зон — «центр», «полупериферия», «периферия».

Центр представляет собой средоточие экономической активности и факторов, ее обеспечивающих: капиталов, банков, информации, квалифицированных трудовых ресурсов, ценных бумаг, товаров и т. п., а также специфических структур и институтов, обеспечивающих политическое и (в идеале) идеологическое, культурное и религиозное доминирование.

В центре мира-экономики можно обнаружить все блага, прибыльный бизнес, капиталистический успех и даже — когда для этого пришло время — промышленную, интеллектуальную и научную революцию, а также политические свободы и демократические институты.

Периферия мира-экономики — это всегда менее развитые регионы, как правило, выполняющие функцию социально-экономического донора для центра мира-экономики. Главную роль в функционировании центра мираэкономики всегда играли владельцы крупных капиталов, создаваемых и постоянно увеличивающихся в результате осуществления специфического типа социально-экономического действия — капиталистического действия.

Перспективы капитализма с точки зрения Броделя — это трансформация и постоянный поиск новых видов деятельности, соответствующих целям капитализма (получение сверхприбыли) как сейчас, таки в будущем.

Капитализм для Броделя — лишь модель социально-экономических коммуникаций, ориентированная на решение определенных методологических задач в рамках историко-социологических исследований, которые продолжил И. Валлерстайн.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)