Теория капитализма по Марксу

Теоретико-методологические дискуссии классиков теорий капитализма и их многочисленных последователей и сторонников в основном были ориентированы на выявление и постижение социально-исторических истоков капитализма (как бы его ни трактовали: общественно-экономический строй, уклад или специфическая система социальных коммуникаций, формируемая особым видом социального действия — капиталистическим действием).

Поскольку именно изучение генезиса капитализма позволяет понять его социальную сущность, роль в трансформации социальных отношений и перспективы его влияния на дальнейшее развитие человечества.

Интересно
Ядром всех современных воззрений на капитализм служат эконом-социологические концепции четырех ученых. Это Карл Маркс, Макс Вебер, Йозеф Шумпетер и Фернан Бродель — что любопытно, представители европейской континентальной — преимущественно немецкой — научной школы. И их интерес к капитализму, и своеобразие трактовок отнюдь не случайны.

Как часто отмечается, К. Маркс, с трудами которого принято связывать зарождение теорий капитализма, термин «капитализм» не использовал (этого слова и вправду нет в “Das Manifest der Kommunistischen Partei”, вместо него используется выражение «буржуазное общество», а вот в «Критике Готской программы» уже употребляется выражение «капиталистическое общество»).

Однако его исследования «буржуазного общества», основных противоречий, присущих этому обществу, надолго определили как идеологический, так и научный вектор дискуссий о капитализме, которые и повлияли на формирование классических теорий капитализма.

Более углубленный анализ капиталистического общества приводит К. Маркса к пониманию товара в качестве его базового элемента. Товар, являясь стоимостью, имеет две стороны — потребительную и меновую — ввиду двойственности производящего их труда.

Конкретный труд, приспосабливая предметы к потребностям, создает потребительную стоимость, а абстрактный труд, выступая затратами человеческой силы, создает меновую стоимость.

Именно меновая стоимость товара определяет социальное содержание жизнедеятельности капиталистического общества, а закон стоимости, согласно которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии с общественно необходимыми затратами труда, служит главным законом капиталистической экономики.

К. Маркс перешел от исследования простейшего товарного отношения к скрытой за поверхностью торговых сделок сущности и формам ее проявления, что и позволило упорядочить и систематизировать разнообразные отношения современного ему общества.

Определив в рабочей силе свойство создавать стоимость, К. Маркс пришел к объяснению противоречия основного капиталистического отношения — между собственником капитала и наемным рабочим.

Капиталистическое производство предстало не просто производством стоимости, как всякое товарное производство, но еще и производством прибавочной стоимости, образуемой товарным отношением труда и капитала.

Основное объяснение природы капитализма К. Маркс дал благодаря идее прибавочной стоимости. Прибавочный труд эксплуатируемых классов существовал и при других способах производства.

Однако присваивался он без участия собственно экономических механизмов — как правило, политическими и идеологическими средствами. Здесь, ввиду появления рынка труда и институционализации процесса купли-продажи рабочей силы, прибавочный продукт получает стоимостное выражение.

Прибавочной стоимостью, таким образом, выступает стоимость, создаваемая трудом наемных рабочих сверх стоимости их рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистами.

К. Маркс полагал, что наемные рабочие, не имея возможности продавать свой овеществленный в продуктах труд, продают свою рабочую силу как способность к труду. Делают они это в кредит, авансируя капиталиста.

В результате рабочим оплачиваются не их затраты, а абстрактная возможность к труду. Процесс же производства продолжается всегда дольше необходимого времени, в течение которого воспроизводится сама рабочая сила.

К. Маркс полагал, что в силу товарного фетишизма прибавочная стоимость при капитализме всегда выступает в превращенной форме. Этой формой является капиталистическая прибыль, которая представляется на повседневном уровне в виде результата функционирования самого капитала.

Капитал же в форме финансового капитала создает видимость, что рост общественного богатства связан не с производством, а с финансово-денежными институтами общества. По своей же сущности, по мнению К. Маркса, капитал является не чем иным, как отношением между капиталистами и наемными рабочими в процессе производства прибавочной стоимости.

Производство прибавочной стоимости было раскрыто как воспроизводство капиталистических отношений и всех условий производства, т. е. восстановление факторов производства и их связей.

Выявить процесс производства прибавочной стоимости возможно лишь в сложной системе отношений кругооборота капитала, как движение и смену денежной, производительной и товарной форм капитала.

Поэтому и понятие капитала как особого отношения эксплуатации посредством производства прибавочной стоимости, и понятие капиталистического общества представляются в концепции К. Маркса комплексными системными отношениями, присущими общественному воспроизводству на одной из исторических ступеней развития.

Главным научным достижением К. Маркса выступает концепция, раскрывающая закон движения капиталистического общества.

В основании этой концепции лежат три других важных теории — теория исторического материализма, теория общественно-экономических формаций и теория классовой борьбы.

Материалистическое понимание истории указывало на то, что производственные отношения всякого общества в своей совокупности образуют основу, или базис, для остальных социальных отношений, составляющих лишь надстройку — социальный, политический и духовный процессы человеческой жизнедеятельности.

Основу развития составляет противоречие между производительными силами и производственными отношениями, к которому неминуемо приходит общество.

На основании теории исторического материализма был сделан вывод, что общество в своем историческом развитии представляет различные формы, или системы, социально-экономических отношений. К. Маркс использовал для их обозначения термин «общественно-экономические формации». В самой общей форме были выделены три формации: доклассовая, классовая и бесклассовая.

Однако эта схема была конкретизирована таким образом, что классовая формация была доведена до трех форм, а остальные формации получили более содержательные наименования: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

В основе каждой такой формации был вьщелен специфический способ производства, обусловливающий ее возникновение, развитие и дальнейшую смену. Наибольшее внимание К. Маркс сосредоточил на объяснении классовых общественно-экономических формаций, и прежде всего — капиталистической.

Согласно материалистическому пониманию истории, классовые общественно-экономические формации имеют в своей основе фундаментальные противоречия в способе производства. Эти противоречия объясняются тем, что различия в отношении к производительным силам общества ставят разные группы людей в различные производственные отношения.

Это находит свое отражение прежде всего в неравномерном распределении собственности на средства производства — таким образом, что одни группы присваивают себе права собственности, экспроприируя их у других групп населения.

В конечном итоге последние могут обеспечивать свое существование исключительно посредством предоставления первым возможности эксплуатации рабочей силы неимущих. Собственность на средства производства позволяет не только принуждать противоположные классы к труду, но и присваивать себе производимый ими продукт.

Способ принуждения эксплуатируемых классов к труду позволял отделить одну классовую формацию от другой. Однако в своей основе всякое классовое общество составляло пару антагонистических друг другу классов. Борьба классов, имеющая экономическую природу и разнообразные социальные (политические, идеологические и др.) формы, составляла движущий механизм классовых общественно-экономических формаций.

«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов… Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.

Интересно
Наша эпоха — эпоха буржуазии — отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два больших, стоящих друг против друга, класса — буржуазию и пролетариат.

Из крепостных средневековья вышло свободное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии… Мы видим, таким образом, что современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена».

Подойдя к капитализму с точки зрения исторического материализма и представив его в виде отдельной классовой общественно-экономической формации, К. Маркс выявил два основных капиталистических класса, а также объяснил характер отношений между ними.

Капиталисты выступают классом, который владеет средствами производства, лишив доступа к ним другой класс — наемных рабочих. Часто первые называются буржуазией, а вторые — пролетариатом.

Характерной особенностью отношений между этими двумя классами является то, что в отличие от предыдущих формаций здесь отсутствует всякая внеэкономическая социальная зависимость между классами. Поэтому способ принуждения к труду при капитализме определяется как экономический.

Наемных рабочих заставляет участвовать в капиталистическом производстве лишь невозможность поддержать выживание и воспроизводство иным образом. Таким образом, социальное равенство в виде гражданского общества является первым условием капитализма. Благодаря этому условию рабочая сила может превратиться в товар.

Теперь капиталист может приобрести на рынке право на использование чужой рабочей силы в собственном производстве. Рынок рабочей силы означает, что на работников, лишенных средств производства, начинают действовать рыночные законы спроса и предложения.

Неминуемым результатом развития рынка труда и в то же время неизменным атрибутом капиталистического общества становится безработица.

К. Маркс раскрыл тенденцию, названную им всеобщим законом капиталистического накопления, согласно которой по мере развития капитализма количество средств производства будет постоянно увеличиваться и сами они технически совершенствоваться, а количество необходимой для их использования рабочей силы будет снижаться.

Историческая логика развития буржуазного общества полностью определяется противостоянием буржуазии и пролетариата как антагонистических социальных классов, а также более сложным глубинным социально-историческим процессом — постепенной трансформацией материальных основ трудовой деятельности.

Маркс отмечал, что «в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества… Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

Именно этим и определяется длительность трансформации любого социальноэкономического уклада или формации, в том числе и буржуазного общества.

«Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.

Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».

Интересно
Технологическим условием капитализма было развитие промышленности, индустриальная революция на базе машинного производства. Это позволило унифицировать процесс труда, сделав его потенциально доступным для людей с любыми личными качествами.

Вместе с тем это специализировало отдельные операции настолько, что каждый отдельный работник стал подчинен технологии производства. Для того чтобы произошло техническое перевооружение, потребовалось реализовать еще одно условие, а именно накопление капитала.

Такими темпами, как это происходило в феодальном обществе, обеспечить массовость новых технологий было сложно. Существенную роль в этом сыграла вызванная великими географическими открытиями колонизация стран Африки, Америки и Азии. Вывоз богатств в Европу содействовал ускоренным темпам сосредоточения капитала.

Материальные условия являются важными, но недостаточными для становления капитализма. Не менее существенным является трансформация основ духовной жизни общества, изучению которой уделяли особое внимание В. Зомбарт, сформулировавший первое четкое определение капитализма как специфического социально-экономического строя, а также М. Вебер.

«Экономическая революция в промышленной жизни, начавшаяся в Западной Европе полтысячелетия тому назад, — описывает В. Зомбарт появление нового строя к концу XIX в., — до некоторой степени закончилась: ремесленное производство перестало налагать свой отпечаток на хозяйственную жизнь.

Капиталистический строй одержал победу по всей линии и дает теперь тон всем видам хозяйственной деятельности. И вот отличительный признак развитой капиталистической эпохи: промышленный капитализм, после того как он оставил уже за собой свою первую фазу развития, насчитывающую несколько столетий (раннекапиталистическую), перестает играть в хозяйственной жизни страны второстепенную роль.

Он начинает ее коренную перестройку, начинает совершенно переделывать ее по своему плану, рационалистически проникать своим духом весь экономический строй. Капитализм делается вместе с этим необходимым явлением в той стране, на которую он накладывает свой отпечаток».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)