Третий подход к изучению капитализма

Третий подход получил развитие в социологии последней четверти XX в. Сторонники этого подхода творчески развили некоторые идеи Броделя, что позволило им представить новое объяснение генезиса, функционирования и развития капитализма, а вместе с этим — и сложных трансформационных процессов в мирохозяйственных отношениях. Суть этого подхода сформулировал в своих трудах И. Валлерстайн.

В качестве основного предмета своих социологических исследований он определяет исторические системы, помещенные в географические рамки.

Социально-исторические системы Валлерстайн разделяет на два вида: «минисистемы» и «миры-системы». «Минисистема» — это социальная целостность (род, семья или небольшая социальная группа), в которой существуют сформировавшееся разделение труда и единая культурная структура.

Подобная система основывается на весьма примитивном сельскохозяйственном производстве или же на охоте и собирательстве. Как правило, такая система существует недолго (в течение нескольких поколений).

«Мир-система» — это такая историческая система, которая обладает границами, связной социальной структурой, включает в себя социальные группы, нормы легитимации. Она также включает в себя противоречивые силы, которые находятся в состоянии постоянного конфликта.

Здесь каждая социальная группа беспрестанно стремится к тому, чтобы повернуть все к собственной выгоде. Мир-система характеризуется, по мнению Валлерстайна, прежде всего тем, что источник развития находится внутри самой системы, представляя собой разделение труда (в рамках этой системы).

Каждая историческая система, согласно Валлерстайну, выстраивается на основе развивающегося разделения труда, что позволяет ей сохранять устойчивость и воспроизводиться, а также обладает разнообразными видами институтов, которые управляют социальным действием.

Интересно
По мнению Валлерстайна, в Европе в течение «долгого XVI века» начала формироваться новая, доселе не существовавшая, ни с чем не сравнимая по своей экономической, политической и идеологической мощи, социально-историческая система — «капиталистический мир-экономика» (“capitalist world-economy”) или, как он ее еще называет, «исторический капитализм».

Исторический капитализм — это ограниченная во времени и пространстве система производственной деятельности, в рамках которой происходит бесконечное накопление капитала, что становится экономически объективным процессом или, по-другому, принимает форму закона, управляющего хозяйственной деятельностью.

Совокупность институтов, которые обеспечивают функционирование капиталистического мира-экономики, включает в себя структуру товарных связей, сеть государственных структур, подоходно дифференцированные семейные хозяйства и геокультуру.

Этот мир-экономика, подчеркивает Валлерстайн, «логикой своих внутренних потребностей и благодаря возможностям, порожденным его технологией, необходимо осуществлял в течение веков экспансию, пока к середине XIX в. не включил в себя весь мир, инкорпорировав в себя все исторические системы, существовавшие за пределами его первоначальных границ».

Процесс перманентной экспансии капиталистического мира-экономики включает такие долговременные процессы, как:

  • расширение влияния и консолидацию;
  • включение (incorporation) новых зон;
  • механизацию (или индустриализацию);
  • товаризацию (commodification);
  • пролетаризацию (proletarianization) и контрактуализацию (contractualization);
  • поляризацию, включающую централизацию (corification) и периферизацию (peripheralization);
  • процесс постоянного воспроизводства небольшого количества государств полупериферии.

Динамика капиталистического мира-экономики включает два, по мнению Валлерстайна, фундаментальных противоречия.

Первое — «в то время как в краткосрочной перспективе максимизация прибыли требует максимизации изъятия прибавочного продукта из непосредственного потребления большинства, в долгосрочной перспективе непрерывное производство прибавочного продукта требует массового спроса, который может быть создан лишь перераспределением изъятого прибавочного продукта.

Поскольку эти два соображения направлены в противоположные стороны (это и есть “противоречие”), система переживает постоянные кризисы, которые в длительной перспективе ее ослабляют и одновременно делают для привилегированных игру не стоящей свеч».

Второе — «всякий раз, когда владельцы привилегий пытаются ассимилировать оппозиционное движение, подключив его представителей к получению небольшой части привилегий, они, несомненно, в краткосрочной перспективе устраняют оппонентов; но они также поднимают ставку для следующего оппозиционного движения, возникающего в ходе следующего кризиса мироэкономики.

Таким образом, цена “ассимиляции” становится все выше, а связанные с ней преимущества кажутся с каждым разом все более сомнительными».

Итак, подведем краткий итог. Как бы ни трактовали капитализм представители всех трех теоретико-методологических подходов, дискуссии о генезисе, динамике, сущности и роли капитализма в истории человечества продолжаются и в XXI в.

Перспективы этих дискуссий во многом определяются современными глобальными экономическими и политическими трансформационными процессами, развертывание которых в начале XXI в. сопряжено с существенными изменениями в привычном укладе экономической деятельности многих обществ как богатых стран — лидеров мировой экономики, так и бедных государств, которые пытаются найти свое место в меняющейся системе глобального капитализма.

Интересно
Перспективы дальнейших социологических исследований связаны прежде всего с постижением основ глобального капитализма, поиском адекватных теоретических подходов к объяснению особенностей его трансформации в различных регионах и экономических зонах мирового хозяйства.

Однако, как и столетие назад, для социологии основными вопросами, связанными с изучением капитализма, являются те, которые связаны с изучением социальных последствий экономических трансформаций для разных социальных групп.

Безусловно, важным аспектом остается и политическая составляющая дискуссий о капитализме, поскольку социологические теории капитализма стали основой для многих рассуждений о последствиях и перспективах того процесса, который именуют «глобализацией».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)