Педагогические мысли Оригена и Василия Великого

Во II веке появилась необходимость в осмыслении Свя- щенного Писания, в технологии его преподавания. Эти- ми вопросами стал заниматься крупный христианский богослов-мыслитель Ориген, знатный александрийский учитель (185-254 гг.).

Предметом его интересов были текстология, герменевтика, эсхатология. Последняя представляла собой учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. Ориген являлся основателем библейской филологии, автором термина «Богочеловек».

Богослов-мыслитель родился в Александрии в греческой семье, принявшей христианство; получил хорошее образование от отца-ритора.

В 202 г. глава семейства был казнен за веру в христианство, а их имущество конфисковано. На попечении 17-летнего Оригена остались мать и шесть младших братьев.

Юноша начинает работать учителем грамматики и риторики, а затем его избрали наставником знаменитой катехетической школы в Александрии, основанной, как полагают, евангелистом Марком.

Другое название образовательного учреждения – огласительное училище. Его цель – помочь людям в принятии христианства. Позже Александрийское огласительное училище стало в центре всемирной образованности и учености. Оно приняло статус богословско-ученого образовательного заведения.

Своей значимости училище достигло при Оригене, ставшем во главе заведения. Число слушателей постепенно увеличивалось. Для более эффективного обучения Ориген разделил школу на два отделения.

Интересно
В одном отделении преподавали первоначальные наставления в вере, предварительные философские науки, словесность и математику. В другом – проводил занятия сам Ориген, обучавший более подготовленных.

Слушатели Александрийской школы подвергались яростным гонениям со стороны языческой черни. Часто язычники выгоняли слушателей из дома, где проходило преподавание, и за имя Христово вели их на смерть.

Христианам приходилось менять помещения, в которых жили учителя и собирались ученики. Жилища были открыты для всех. В любое время дня в них стекались жаждущие знания, ищущие спасения мужчины и женщины.

Дом Оригена также был открыт для всех и днем, и ночью. Обладая незаурядными учительскими способностями, христианский богослов преподавал грамматику и риторику, арифметику и геометрию, астрономию и нравственную философию, поэзию и музыку, медицину.

Значительное время Ориген уделял объяснению Священного Писания. Он старался излагать буквальный смысл в связи со всей системой веры, научно разъяснить непонятные фразы и события, использовать аллергический прием.

Широкая известность Оригена, как умелого преподавателя и автора первых сочинений, привлекала людей из отдаленных местностей, да и сам он отличался мобильностью. Богослов посетил Рим, Аравию, был в почетном убежище в Палестине.

Ориген вел аскетический образ жизни. На личное содержание ему хватало 4 обола в день; часто постился, мало спал.

Жизнь александрийского учителя была всецело посвящена религиозным и научным интересам. Его аскетизм дополнялся благотворительностью, особенно заботой о пострадавших во время гонений и об их семействах. За неутомимость в труде Ориген был прозван адамантовым.

В 231 г. христианский богослов был подвергнут осуждению на Алекандрийском поместном соборе, после чего перенес свою ученую и преподавательскую деятельность в Палестину. Во время очередной волны антихристианских репрессий Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых скончался.

Плодом титанического труда христианского богослова стали тысячи различных произведений. Главная заслуга Оригена в истории христианского просвещения, как отметил русский философ и богослов В.С. Соловьев, – это колоссальная подготовительная работа по воспроизведению Ветхого завета.

Основатель библейской филологии сначала сделал список всего содержания 18 книг, а затем разделил его на шесть столбцов. В первом поместил еврейский текст еврейскими буквами, во втором – тот же текст в греческой транскрипции, в третьем – перевод Акилы, в четвертом – перевод Симмаха, в пятом – текст от семидесяти толковников, в шестом – перевод Феодотиона.

Пятый вариант был снабжен критическими заметками, обозначавшими различия еврейского текста. Эта работа Оригена стала своеобразным учебным пособием по изучению Ветхого Завета. Христианский богослов создал произведения «О началах», «Истинное слово» в 8 книгах, «Толкование на Евангелие от Матфея», «Толкование на Послание к Римлянам», «Диалог с Гераклитом» и др.

Оригеном написаны комментарии на всю Библию, краткие пояснения к трудным местам и отдельным словам, изложены богослужебные беседы на отделы священных книг, созданы назидательные сочинения «О мольбе» и «Увещание к мученичеству».

Знаменитый александрийский учитель старался пробудить в учениках стремление к внутреннему самопознанию, приучать их заботиться прежде всего о собственном духовном совершенстве и искать блаженства в Боге.

Педагогическая мысль Оригена была направлена на поиск оптимальных путей при изучении Священного Писания. Эффективным нововведением стало использование учителем-богословом следующих методов: аллегории, смысловых связей, научного разъяснения непонятного, метода исследования буквального смысла в контексте всей системы веры.

Оригена поправу можно считать родоначальником антропогогики (от греч. аnthropos – человек, ago – вести), на основе которой позже зародится христианская педагогика – учение о воспитании детей в духе христианской нравственности.

Интересно
Другим представителем раннего христианства является Василий Великий (329-378 гг.), святитель, Вселенский учитель, архиепископ, богослов. Он родился в Кесарии Каппадокийской, поэтому его еще называли Василием Кесарийским. Его родители принадлежали к знатным и состоятельным родам. Они ревностно относились к христианству.

В Константинополе юноша изучал астрономию, физику, математику, медицину, философию и риторику. Под влиянием сестры у Василия возрастал интерес к духовной жизни. Вместе с единомышленниками он уехал в Понт, подальше от городской суеты и соблазнов, принял крещение и был посвящен в чтецы.

Василий совершил путешествие в Египет через Палестину и Сирию. Там он посещал монастыри, наносил визиты известным отшельникам, активно штудировал труды святых отцов, совершал аскетические подвиги.

Вернувшись на родину, Василий основал в Понтийской области ряд монастырей, для которых он собственноручно написал устав. Его рукоположили в пресвитеры, позднее он стал епископом, затем был избран архиепископом Кесарии.

Деятельностью на поприще служения Богу он снискал себе всеобщее славу и уважение (в том числе иудеев и язычников), авторитет его был поистине велик. Он строго следил за тем, чтобы каноны не нарушались, чтобы в церквях царила дисциплина.

Им были основаны не только два монастыря, но и гостиница, странноприимный дом, богадельня; все живущие в нужде, гонимые, угнетенные всегда могли рассчитывать на его поддержку.

Активная благотворительная деятельность Василия Кесарийского была неотъемлемой чертой его служения Богу и людям.

Василий Великий был крупным авторитетным богословом-просветителем. На некоторые его религиозно-нравственные беседы оказал влияние Ориген, александрийский учитель. Ар- хиепископ Кесари затрагивал самые разные вопросы жизни.

Так, накануне поста он провел две беседы. Их тема – пост как равно-27 , дям еще в раю. В 369 г. народ голодал из-за засухи и неурожая. По этому поводу богослов Василий произнес проповедь «Во время голода и засухи». В ней говорилось о взаимоотношениях в христианском обществе. Эти и ряд других бесед относятся к номинации нравственных.

Среди них проповедь «На гневливых», где архиепископ Кесари рассуждал о том, что все способности человеческой души (в соответствии с античным различением разумной и страстной части души) хороши или плохи в зависимости от того, как ими пользуется их обладатель.

В беседе «О зависти» он рассмотрел этот порок как корень всех человеческих страстей. Значению крещения богослов посвятил беседу «Побудительная к принятию св. Крещения». В ней содержался призыв к скорейшему принятию Крещения, поскольку без него познание Бога невозможно.

В проповеди «О смиренномудрии» архиепископ определил эту добродетель как сознание ничтожности своих заслуг и величия Божьей благости.

В другой беседе «О том, что не должно прилепляться к житейскому» он раскрыл преходящий характер земных удовольствий, подчеркивая, что единственное достояние человека – душа, единственное приобретение – добродетель.

Уже в раннехристианский период священнослужители критически относились к любителям спиртных напитков. В беседе «На упивающихся» Василий Великий осудил обычай разгульного празднования Пасхи.

К категории воспитательных проповедей исследователи отнесли беседу архиепископа «К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями», одно из самых известных произведений Василия Великого.

Исключительной популярностью эта беседа пользовалась в эпоху Возрождения. Она выдержала около 40 публикаций на латинском языке. Основным источником этой беседы стало письмо Оригена к Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому.

Кроме бесед-проповедей, значительную ценность для нравственного воспитания имеют рекомендации и афоризмы архиепископа Василия. Он указал, что цель воспитания раскрывается в молитвах Таинства Крещения. В частности, в одной из них:

«Владыка Господи Боже наш, призови раба

Твоего (имя ребенка) ко святому Твоему

Просвещению…Отстрани от него ветхость

его греховной природы и обнови его

для жизни вечной…Чтобы он впредь не

оставался рабом своей плоти, но стал

сыном (или дочерью) Твоего Царства».

Вселенский учитель рекомендовал с раннего возраста упражнять детей в добре, воспитывать их до начала обучения.

Душа ребенка, как отметил богослов, подобна воску. Она способна воспринимать различные образы. С появлением разума и рассудка, по мнению отца Церкви, можно начинать целенаправленное воспитание.

Среди афоризмов Василия Великого, имеющих непосредственную и опосредованную педагогическую направленность, можно выделить 13 высказываний:

  • насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим;
  • доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение;
  • когда веселится сердце, расцветает лицо;
  • добытое трудом с радостью и принимается и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает;
  • не говори мне: «У меня знаменитые прадеды и отцы» – верный закон каждому повелевает своею жизнью хвалиться;
  • ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся;
  • хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку;
  • не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность;
  • трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе;
  • опечалил ли кто тебя – не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло;
  • злой не видит, что является злом;
  • сверх нормы подобает спать мертвым, а не живым;
  • целомудрие в старости – не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец не венчается.

Сложно переоценить вклад Василия Великого в создание духовной, богословской литературы. Его богатое наследие включает в себя книги в защиту православной веры (например, критика арианского учения «Против Евномия»), толкования, аскетические трактаты, проповеди, правила, письма.

Написанные им «Девять бесед на шестоднев» о принципах христианской космогонии пользовались у современных ему богословов и философов большой популярностью. Внесенная им лепта в святоотеческую литературу не потеряла актуальности до сих пор.

И по сей день в церквях служится так называемая литургия Василия Великого, создание которой (равно как и изобретение иконостаса) приписывается именно этому знаменитому богослову.

Религиозно-назидательные проповеди, беседы архиепископа Кесарийского с педагогической направленностью, стали своеобразным вкладом в зарождающуюся христианскую педагогику.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)