Религиозно-философские взгляды Л.Н. Толстого

Сущность педагогики Толстого с ее христианскими воззрениями трудно понять без знания его идеологии. Образ мыслей Толстого и их трансформация были обусловлены рядом событий и обстоятельств. Они оказали непосредственное и опосредованное влияние на формирование писателя и педагога-новатора.

Среди влияющих факторов: военная служба, заграничные путешествия, отмена крепостного права, тотальная реакция после покушения на царя, школьные реформы 60-80-х гг., влияние христианства.

В России шло разложение патриархальной деревни и помещичьей культуры; развивался крупный финансовый капитал, большая торговля и зачатки промышленности.

Духовное состояние Толстого отличалось сложностью и противоречивостью, а также широтой воззрений (исторические, социальные, религиозно-философские, педагогические). Для писателя и мыслителя характерен постоянный интерес к истории.

Интересно
На его исторические воззрения наложили отпечаток идеи просветителей французской философии XVIII века. Еще студентом Толстой изучал Монтескье, сравнивал его «Дух законов» с «Наказом» Екатерины II. С тех пор у писателя навсегда осталось стремление искать законы, управляющие человеческой жизнью.

Он изучал историю Великой французской революции, собирал материалы об эпохе Петра I, о восстании декабристов. Толстому были известны труды Д. Юма, А. Тьера, Ж. Мишо, а также многих русских историков.

Наиболее близкой Толстому была традиция Н.М. Карамзина в освещении исторического события с точки зрения нравственного идеала. В 60-е годы и позднее писатель встречался с известными историками М. Погодиным, А. Хомяковым, С. Соловьевым, М. Семевским, археографом и библиографом П. Бертеневым.

В истории Толстого интересовало не летоисчисление, не просто собирание разнообразных фактов, но «закон, производящий всеобщее движение», т.е. философия истории.

Его внимание привлекали эпохи социальных сдвигов, коренных перемен народной жизни. Свое понимание истории Толстой выразил в «Дневнике», указав, что целью истории является знание движения человечества.

В его подходе к проблемам истории обнаруживаются яркие демократические тенденции. Он видит главную движущую силу истории не в избранных личностях, а в народе: «История не есть история монархов и писателей», – утверждает Толстой в романе «Война и мир».

На всю жизнь он сохранил убеждение в том, что как бы не изменялись формы человеческого общежития, всегда остается один непреложный закон добра, под которым Толстой понимал неминуемую победу добра над злом, справедливости и человечности над произволом и насилием. Творчеству писателя и педагога свойственны поиски проявления этого закона в любых ситуациях и обстоятельствах.

Главной задачей Толстой считал обнаружить внутреннее движение, становление, развитие человеческого характера в литературе и в педагогике.

В социальных воззрениях графа наблюдался явный разрыв с антинародной дворянской идеологией. И это было неслучайно.

Наблюдая быт крепостных крестьян, Толстой уже в юности проникся стремлением улучшить их тяжелую жизнь. В ранних художественных произведениях автор писал о необходимости нравственного самоусовершенствования, опрощения, высказывал свои симпатии к простому крестьянскому народу.

Под влиянием острой ломки всех старых устоев деревенской России, где все старое «переворотилось» и укладывался новый капиталистический строй, Толстой порвал со всеми привычными взглядами аристократической среды.

В ряде своих произведений («Анна Каренина», «Воскресение», «Так чего же нам делать?») писатель показал распад дворянства. Он со страстной критикой обрушился на буржуазный строй, основанный на порабощении и нищете масс, на разорении крестьян, на насилии и лицемерии, сверху донизу пропитавших жизнь буржуазного общества.

Толстой резко критиковал либералов, которые были противниками улучшения жизни трудящихся; весьма сочувственно относился к анархизму, был сторонником того, чтобы люди занимались главным образом сельскохозяйственным трудом и стремились к опрощению.

Прогресс в капиталистическом обществе, отмечал граф, не сопровождался улучшением жизни трудящихся, подвергавшихся жестокой эксплуатации. Он пришел к твердому убеждению, что Россия не должна подражать капиталистическому Западу, а идти своей дорогой, стараясь избежать капиталистического пути развития.

В 1862 г. Толстой опубликовал статью «Прогресс и определение образования», в которой указал, что прогресс в области науки и техники не содействовал улучшению благосостояния народа.

Люди стали печатать книги, освещать улицы и дома газом и электричеством, улучшили пути сообщения, но значительно уменьшились первобытные богатства природы (лес, дичь, рыба), ухудшилось физическое развитие людей, исчезла чистота нравов и др.

В обществе, где богатые люди эксплуатируют огромные массы трудового народа, прогресс науки и техники оказался полезным лишь для высшего образованного класса.

На религиозно-философские взгляды Толстого оказали влияние христианство, идеи конфуцианства и буддизма, а также работы Руссо, Шопенгауэра и славянофилов.

В основе учения писателя и педагога лежит понятие веры, которую он толковал этико-рационалистически. Вера, отметил Толстой, – это знание того, что такое человек и в чем смысл его жизни. Значение и пользу он видел в преодолении отчуждения людей, в свободном объединении их друг с другом на основе любви и в слиянии с Богом путем осознания в себе божественного духа.

В этом, с точки зрения Толстого, состоит достигаемый через личное само- усовершенствование идеал «истинного» освобожденного. Осуществлению этого идеала препятствуют государство, частная собственность, Церковь, вся чуждая народу современная цивилизация. Они являются помехой реализации данного совершенства, порождающей социальные недуги.

Толстой приходит к отрицанию государственности, призывает к опрощению, идеализации крестьянского труда и общины. Человек, по мысли писателя, свободен лишь в сфере личностно-духовной, в служении Богу. Социально-исторический процесс направляется божеством и осуществляется через деятельность масс.

Любая отдельная личность, даже царь, является рабом истории. Высшую цель человечества Толстой видел в реализации «царства божия» на земле. Критикуя нравы буржуазного общества, мыслитель писал:

«…один, только один есть у нас

непогрешимый руководитель, всемирный дух,

проникающий нас всех вместе и каждого

как единицу, включающий в каждого

стремление к тому, что должно…».

В своих воззрениях Толстой часто возвращался к разработке свободы воли как одного из важнейших вопросов философии.

Воля людей, отмечал он, обусловлена различными временными пространственными причинами, и в этом смысле она не свободна. Однако человек, ставший на путь нравственного самоусовершенствования, свободен в выборе путей своей духовной жизни.

Ввиду этого нельзя принудительно формировать взгляды и убеждения людей. Воспитание должно быть свободным, а не насильственным процессом. Учение Толстого о свободе воли пронизано крайним индивидуализмом, идеалистической философией и религией.

Писатель никогда не был атеистом, но его религиозные сомнения и колебания сопровождали всю его жизнь. Апокрифичность особенно обострилась в конце 70-х гг., однако не привела Толстого к отрицанию религии.

В 80-х гг. он стал резко осуждать догматическое православие и Церковь, являющиеся одним из оплотов самодержавия. Толстой беспощадно разоблачал защиту духовенством эксплуататорского режима, освящение религией полицейского государства, частной собственности капиталистов и помещиков на фабрики, заводы и землю.

Однако полная справедливого гнева и возмущения борьба Толстого против Церкви «совмещалась» с проповедью новой, очищенной религии.

Он полагал, что люди не могут жить без религии, которая должна быть основой мировоззрения. Религия, по Толстому определяет отношение человека к началу мироздания, положения и назначения личности и вытекающего из этого правила поведения. Толстой, по словам Ленина, хотел видеть служителей Церкви с высоконравственными убеждениями.

Свои критические исследования Толстой осуществил в «Критике догматического богословия». Ей предшествовала работа «Исповедь» – философско-религиозная автобиография Толстого.

Интересно
К «Исповеди» и к «Критике…» примыкают сочинения «Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий», «В чем моя вера?», «Царство божие внутри вас». В этих последних работах Толстой излагал собственные взгляды на религию, сложившиеся в нем в результате критики официального учения православной Церкви.

Однако и в этих трактатах, которые должны были изложить позитивные взгляды Толстого, на первое место выдвигается не положительное, но полемическое их содержание. В религиозных сочинениях писатель-мыслитель выступал, прежде всего, как критик, полемист и антагонист признанного богословского вероучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)