Религиозно-философские взгляды Л.Н. Толстого
Сущность педагогики Толстого с ее христианскими воззрениями трудно понять без знания его идеологии. Образ мыслей Толстого и их трансформация были обусловлены рядом событий и обстоятельств. Они оказали непосредственное и опосредованное влияние на формирование писателя и педагога-новатора.
В России шло разложение патриархальной деревни и помещичьей культуры; развивался крупный финансовый капитал, большая торговля и зачатки промышленности.
Духовное состояние Толстого отличалось сложностью и противоречивостью, а также широтой воззрений (исторические, социальные, религиозно-философские, педагогические). Для писателя и мыслителя характерен постоянный интерес к истории.
Он изучал историю Великой французской революции, собирал материалы об эпохе Петра I, о восстании декабристов. Толстому были известны труды Д. Юма, А. Тьера, Ж. Мишо, а также многих русских историков.
Наиболее близкой Толстому была традиция Н.М. Карамзина в освещении исторического события с точки зрения нравственного идеала. В 60-е годы и позднее писатель встречался с известными историками М. Погодиным, А. Хомяковым, С. Соловьевым, М. Семевским, археографом и библиографом П. Бертеневым.
В истории Толстого интересовало не летоисчисление, не просто собирание разнообразных фактов, но «закон, производящий всеобщее движение», т.е. философия истории.
В его подходе к проблемам истории обнаруживаются яркие демократические тенденции. Он видит главную движущую силу истории не в избранных личностях, а в народе: «История не есть история монархов и писателей», – утверждает Толстой в романе «Война и мир».
На всю жизнь он сохранил убеждение в том, что как бы не изменялись формы человеческого общежития, всегда остается один непреложный закон добра, под которым Толстой понимал неминуемую победу добра над злом, справедливости и человечности над произволом и насилием. Творчеству писателя и педагога свойственны поиски проявления этого закона в любых ситуациях и обстоятельствах.
Главной задачей Толстой считал обнаружить внутреннее движение, становление, развитие человеческого характера в литературе и в педагогике.
В социальных воззрениях графа наблюдался явный разрыв с антинародной дворянской идеологией. И это было неслучайно.
Наблюдая быт крепостных крестьян, Толстой уже в юности проникся стремлением улучшить их тяжелую жизнь. В ранних художественных произведениях автор писал о необходимости нравственного самоусовершенствования, опрощения, высказывал свои симпатии к простому крестьянскому народу.Под влиянием острой ломки всех старых устоев деревенской России, где все старое «переворотилось» и укладывался новый капиталистический строй, Толстой порвал со всеми привычными взглядами аристократической среды.
В ряде своих произведений («Анна Каренина», «Воскресение», «Так чего же нам делать?») писатель показал распад дворянства. Он со страстной критикой обрушился на буржуазный строй, основанный на порабощении и нищете масс, на разорении крестьян, на насилии и лицемерии, сверху донизу пропитавших жизнь буржуазного общества.
Прогресс в капиталистическом обществе, отмечал граф, не сопровождался улучшением жизни трудящихся, подвергавшихся жестокой эксплуатации. Он пришел к твердому убеждению, что Россия не должна подражать капиталистическому Западу, а идти своей дорогой, стараясь избежать капиталистического пути развития.
В 1862 г. Толстой опубликовал статью «Прогресс и определение образования», в которой указал, что прогресс в области науки и техники не содействовал улучшению благосостояния народа.
В обществе, где богатые люди эксплуатируют огромные массы трудового народа, прогресс науки и техники оказался полезным лишь для высшего образованного класса.
На религиозно-философские взгляды Толстого оказали влияние христианство, идеи конфуцианства и буддизма, а также работы Руссо, Шопенгауэра и славянофилов.
В основе учения писателя и педагога лежит понятие веры, которую он толковал этико-рационалистически. Вера, отметил Толстой, – это знание того, что такое человек и в чем смысл его жизни. Значение и пользу он видел в преодолении отчуждения людей, в свободном объединении их друг с другом на основе любви и в слиянии с Богом путем осознания в себе божественного духа.
В этом, с точки зрения Толстого, состоит достигаемый через личное само- усовершенствование идеал «истинного» освобожденного. Осуществлению этого идеала препятствуют государство, частная собственность, Церковь, вся чуждая народу современная цивилизация. Они являются помехой реализации данного совершенства, порождающей социальные недуги.Толстой приходит к отрицанию государственности, призывает к опрощению, идеализации крестьянского труда и общины. Человек, по мысли писателя, свободен лишь в сфере личностно-духовной, в служении Богу. Социально-исторический процесс направляется божеством и осуществляется через деятельность масс.
Любая отдельная личность, даже царь, является рабом истории. Высшую цель человечества Толстой видел в реализации «царства божия» на земле. Критикуя нравы буржуазного общества, мыслитель писал:
«…один, только один есть у нас
непогрешимый руководитель, всемирный дух,
проникающий нас всех вместе и каждого
как единицу, включающий в каждого
стремление к тому, что должно…».
В своих воззрениях Толстой часто возвращался к разработке свободы воли как одного из важнейших вопросов философии.
Воля людей, отмечал он, обусловлена различными временными пространственными причинами, и в этом смысле она не свободна. Однако человек, ставший на путь нравственного самоусовершенствования, свободен в выборе путей своей духовной жизни.
Ввиду этого нельзя принудительно формировать взгляды и убеждения людей. Воспитание должно быть свободным, а не насильственным процессом. Учение Толстого о свободе воли пронизано крайним индивидуализмом, идеалистической философией и религией.
В 80-х гг. он стал резко осуждать догматическое православие и Церковь, являющиеся одним из оплотов самодержавия. Толстой беспощадно разоблачал защиту духовенством эксплуататорского режима, освящение религией полицейского государства, частной собственности капиталистов и помещиков на фабрики, заводы и землю.
Однако полная справедливого гнева и возмущения борьба Толстого против Церкви «совмещалась» с проповедью новой, очищенной религии.
Он полагал, что люди не могут жить без религии, которая должна быть основой мировоззрения. Религия, по Толстому определяет отношение человека к началу мироздания, положения и назначения личности и вытекающего из этого правила поведения. Толстой, по словам Ленина, хотел видеть служителей Церкви с высоконравственными убеждениями.
Свои критические исследования Толстой осуществил в «Критике догматического богословия». Ей предшествовала работа «Исповедь» – философско-религиозная автобиография Толстого.
Однако и в этих трактатах, которые должны были изложить позитивные взгляды Толстого, на первое место выдвигается не положительное, но полемическое их содержание. В религиозных сочинениях писатель-мыслитель выступал, прежде всего, как критик, полемист и антагонист признанного богословского вероучения.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу