Биография К.Д. Ушинского

Особое место в русской и мировой педагогике занимает имя Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1871), крупнейшего ученого своего времени, педагога-классика, основателя научной педагогики и народной школы в России, педагога-демократа.

Он родился 19 февраля 1824 г. в Туле, в небольшой дворянской семье. Его отец Дмитрий Григорьевич – участник Отечественной войны 1812 г., отличившийся в Бородинском сражении.

В 20-х гг. он вышел в отставку и стал служить чи- новником в различных гражданских ведомствах Тулы, Вологды, Новгород-Северского и других городах России. Будущий педагог любил слушать рассказы отца о сражениях русских войск и партизан против Наполеона, о пожаре в Москве.

Первоначальным обучением Ушинского руководила мать, Любовь Степановна, бережно относящаяся к любознательности сына. Она поддерживала и развивала пытливость ума ребенка. К сожалению, мать рано ушла из жизни, когда ему было 11 лет.

После смерти жены отец Константина Дмитриевича почти не жил дома. Будучи взрослым, Ушинский вспоминал: «Так что жил я один с меньшим братом в таком хуторке, куда никто не заглядывал».

Будущий педагог-классик обучался в Новгород-Северской гимназии. Она была далеко от дома, и поэтому ежедневно приходилось покрывать расстояние в 10 км к месту учебы и обратно. Путь гимназиста проходил по живописному берегу Десны.

Красота природы оказывала на подростка эмоциональное влияние. Новгород-Северская гимназия, находившаяся в одном из древних русских городов, отличалась демократизмом и атмосферой уважительного отношения к науке. Этим она была обязана прогрессивной части своих учителей, особенно директору И.Ф. Тимковскому.

Многие ценные качества, по словам Ушинского, сформировались у него в гимназии: честность и прямота, принципиальность и гуманность, справедливость и требовательность, скромность и трудолюбие, любовь к народу.

Интересно
В 1840 г. после окончания гимназии Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, лучшего высшего учебного заведения России. Обстановка в первые годы обучения была сравнительно благоприятной.

Наблюдалось оживление русской общественной мысли. Демократическая молодежь
зачитывалась статьями В.Г. Белинского. Большим успехом пользовались лекции профессоров Т.Н. Грановского, П.Г. Редкина, К.Ф. Рулье.

В просвещении они видели тот рычаг, с помощью которого можно побеждать зло во всех его проявлениях. В студенческие годы Ушинский отличался завидной способностью быстро воспринимать, критически оценивать и усваивать знания.

Он умел растолковать непонятливым сущность самых трудных философских и юридических теорий, изложенных профессорами в лекциях.

Предметом страстного увлечения студента Ушинского был Малый театр. В ту пору там играли талантливейшие актеры П.С. Мочалов и М.С. Щепкин. Театр так увлек Ушинского, что он даже написал шестиактную трагедию и показал ее Мочалову. Однако актер не одобрил творение 18-летнего автора.

После этого Ушинский больше не возвращался к данному жанру. В студенческие годы будущий ученый испытывал постоянные материальные затруднения и был вынужден зарабатывать частными уроками. Он убедился, что обучение дело не такое простое, как об этом принято думать.

Передавать знания ребенку и подростку нелегко, а без профессиональной методической подготовки почти невозможно. Юридический факультет Ушинский окончил с выдающимися успехами и присвоением звания кандидата юридических наук. Совет университета, состоявший из 28 профессоров, рекомендовал выпускника на службу в министерство и другие «присутственные места».

Молодого кандидата оставили в университете для подготовки к научной деятельности и сдаче экзамена на звание магистра. Однако к советам профессоров Ушинский был равнодушен, а причина тому, как он сам писал, «разлад с самим собою». В сущности это был разлад с окружающей действительностью.

В 1846 г. Ушинского назначили исполняющим обязанности профессора камеральных наук по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославский Демидовский юридический лицей. Здесь он проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор.

В лекциях Ушинский давал систематическое изложение знаний по истории и политической экономии, этнографии и философии, филологии и психологии. Профессор высказывал идеи о поступательном развитии общества. Его государственно-правовые воззрения были проникнуты демократическим духом.

Блестящий труд «О камеральном образовании» (1848) выдвинул молодого профессора в первые ряды выдающихся ученых того времени.

Во второй половине 40-х гг. усилилась реакция в образовании. По указанию Николая I чиновники требовали, чтобы все положения науки основывались «не на умственных, а на религиозных истинах».

В начале 1849 г. состоялась расправа над свободомыслящими профессорами, в том числе и с Ушинским. Его заподозрили в политической неблагонадежности.

В итоге лишили профессорской кафедры. Для большинства лицеистов Ушинский являлся признанным авторитетом. Узнав об увольнении любимого профессора, они написали ему:

«Дорогой Константин Дмитриевич!

Не покидайте нас! Мы так привыкли к

Вашему живому слову, так полюбили Вас,

что не желаем смириться с мыслью о

разлуке с Вами».

Из Ярославля Ушинский уехал в Петербург, где вскоре убедился, что двери учебных заведений для него закрыты. В надежде подыскать учительское место, хотя бы в провинциальном уездном училище, он разослал около 30 писем, но поиски оказались тщетными.

В начале февраля 1850 г. он был зачислен помощником столоначальника в департамент духовных дел иностранных исповеданий. Чиновничья работа не давала ни морального, ни материального удовлетворения.

По словам Ушинского, была лишь одна положительная сторона – оставалось время для научных занятий и самообразования. Он продолжал изучение философии и экономики, истории и географии, статистики и других наук.

Будучи в командировке в Новгород-Северском, Ушинский встретился с Надеждой Семеновной Дорошенко, которая стала его женой, родившей ему шестерых детей. Молодая семья испытывала материальные затруднения, т.к. скромного жалованья помощника столоначальника не хватало.

Ушинский брался за любую работу: составлял хроники, обозрения, писал литературно-критические статьи. Его работы вызывали интерес читателей, которые стали считать его талантливым журналистом. С 1852 г. Ушинский сотрудничал в «Современнике». Одна из его первых публикаций в журнале получила высокую оценку И.С. Тургенева.

Интересно
В 1854 г. Ушинский получил назначение в Гатчинский сиротский институт на должность преподавателя словесности и законоведения. Через год его назначили инспектором. Это было учебно-воспитательное заведение, объединяющее систему школ от элементарных до высших.

В институте более ярко, чем в Ярославском лицее, раскрылось призвание Ушинского к педагогической деятельности. С его приходом улучшилась успеваемость учащихся. Число второгодников сократилось в два раза. В гатчинский период Ушинский продолжал сотрудничать в литературных журналах.

Он знакомил русских читателей с новейшими достижениями зарубежной науки и техники, с экономической и общественно-политической жизнью.

Педагог-демократ написал статью о развитии школьного дела в Соединенных Штатах Америки. Затем опубликовал статьи с педагогической проблематикой: «О пользе педагогической литературы (1857), «Три элемента школы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857).

В них развивались идеи, которые затем воплотились в учебных книгах. Работая инспектором, Ушинский преобразовал учебно-воспитательный процесс в институте на началах передовой педагогики и окончательно решил посвятить себя благороднейшему делу воспитания подрастающего поколения в духе идеи народности.

В 1859 г. Ушинского назначили инспектором классов Смольного института благородных девиц. Это было привилегирован- ное сословное учебно-воспитательное заведение с двумя отделениями, или «половинками»: Николаевским («благородным») и Александровским училищем («неблагородная половина»).

В последнем воспитывались девочки мещанского сословия. В двух отделениях насчитывалось более 700 девушек в возрасте до 18-20 лет. Старейшее среднее учебное заведение России переживало полный застой в работе, замкнутость и оторванность от жизни.

В институте, по выражению Е. Водовозовой, воспитывали «не человека, а монахинь», людей, не имеющих никакого представления о жизни. Инспектор Ушинский отметил затхлую атмосферу института, слабое управление престарелой, полуграмотной статс-дамой, начальницей Леонтьевой с замашками госпожи Простаковой.

Подстать ей, отметил Ушинский, были и учителя. Словесник Соболевский так учил русскому языку, что девицы делали ошибок в словах больше, чем было в них букв.

Лучшим преподавателем литературы считался Старов, декламировавший девицам свои заурядные стишки. Но, как выявил инспектор, никто из воспитанниц не читал Пушкина, Гоголя и Грибоедова. В Смольном институте педагог-демократ увидел в миниатюре болото жандармской России.

Он произвел реорганизацию учебного заведения:

  • сократил срок обучения с 9 до 7 лет;
  • ввел отпуска на каникулы и праздники;
  • сократил продолжительность уроков с 1,5 часа до 1 часа с 15-минутным перерывом;
  • уволил непрофессиональных учителей;
  • ввел новый учебный план;
  • организовал проведение предметных уроков и опытов по физике;
  • внедрил передовые методы обучения;
  • привлек талантливых учителей и методистов (Я.П. Пугаческий, М.И. Семевский, Д.Д. Семенов, Л.Н. Модзалевский, В.И. Водовозов).

Шестидесятые годы были периодом наибольших творческих свершений Ушинского. Вышли из печати «Детский мир» и «Род- ное слово». В «Журнале министерства народного просвещения» были опубликованы статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Психологические мемуа- ры», «Письма о воспитании наследника».

В летний период Ушинский занимался укреплением здоровья, лечением. В 1860 г. он побывал в приволжских степях. В по- ездке посетил Калязин, Углич, Рыбинск, Кострому, Нижний Новгород.

Летом 1861 г. побывал в Твери, Владимире, Чебоксарах, Симбирске, Самаре, Саратове, Бугуруслане. Поездки по России давали возможность изучения народной жизни, состояния образования.

Плодотворная педагогическая деятельность Ушинского была насильственно прервана. Причиной послужил донос священника Смольного института, обвинившего педагога-инспектора в атеизме и материализме. Обвиняемому пришлось отстаивать свои взгляды, развенчивать клеветнический донос.

Один из преподавателей был свидетелем этого события. В своих воспоминаниях он писал: «Несколько суток, почти не вставая, писал обширное объяснение, значительно поседел и стал харкать кровью.

Интересно
Друзья и сослуживцы серьезно были напуганы положением неповинного страдальца, которому действительно угрожала беда вместе с его многочисленной семьей». Однако ни письменные, ни устные объяснения не помогли Ушинскому отстоять свои убеждения.

В категорической форме ему предложили подать «добровольное прошение» об отставке. Вслед за ним вынуждены были уйти из института приглашенные инспектором преподаватели.

Министерство народного просвещения предложило Ушинскому изучить зарубежный опыт женского образования. Весной и летом 1862 г. он посетил Бонн, швейцарский городок Веве.

В сентябре изучал состояние образования в женских учебных заведениях в кантонах Швейцарии. В августе 1863 г. Ушинско- го командировали в Германию. Он посетил Штутгарт, Аугсбург, Мюнхен, Лейпциг, Веймар, Вейсенфельс, Гейдельберг.

Отчеты министерству, по словам Ушинского, мало интересовали начальство. Тогда он решил изложить свои наблюдения за рубежом для широкой российской педагогической общественности.

В «Журнал министерства народного просвещения» Ушинский направил серию статей под заголовком «Педагогическая поездка по Швей- царии». В заграничных командировках педагог-демократ собрал много материала для своего главного труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

В 1866 г. состоялось покушение Д. Каразакова на царя Александра II. На демократические силы России обрушилась тотальная реакция. Министерство запретило учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир», объявив их «вредными книгами».

В печати появилась статья, вновь обвинявшая Ушинского в материализме и атеизме. В 1870 г. педагог-классик опубликовал статью «Общий взгляд на возникновение наших народных школ».

Автор утверждал, что главная причина медленного развития сети школ – в стремлении привилегированных сословий использовать народную школу в своих узкокорыстных интересах. Летом 1870 г. Ушинский перенес личное горе: погиб на охоте из-за неосторожного обращения с оружием его старший сын, 17-летний Павел.

Отец семейства спешил выбрать для семьи постоянное место жительства. Он купил дом в Киеве, перевел дочерей из Смольного института в киевскую гимназию. В октябре с двумя младшими сыновьями отправился на лечение в Крым. Однако в дороге Ушинский простудился и вынужден был остановиться в Одессе.

Здесь 22 декабря 1870 г. он скончался (по новому стилю 3 января 1871 г.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)