Религиозно-поучительные советы детям Владимира Мономаха

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) – русский князь, опытный военачальник, писатель, князь киев- ский (1113-1125). Прозван Мономахом по имени матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. С 13 лет Владимир участвовал в походах и охотничьем промысле.

Живя в Чернигове, рассказывал князь, он ловил и связывал диких лошадей. Повествуя об охоте, он вспоминал опасные случаи.

Однажды на Мономаха напали два быка и метали его вместе с конем; бодал олень; два лося топтали ногами и катали по земле рогами; медведь опрокинул вместе с конем; дикий кабан сорвал меч с бедра. В юности, по словам князя, он не жалел своей жизни.

Много раз падал с коня, дважды разбивал голову, ранил руки и ноги. Будучи младшим дружинником, делал все сам, не давая себе покоя на войне и на охотах, днем и ночью, в жару и в стужу.

Мономах не полагался на посадников и служебных исполнителей, а делал все сам, что требовалось. Он установил распорядок в доме, у охотников и конюхов, заботился о ловчих соколах и ястребах, наблюдал за церковным порядком и за службой.

Интересно
Киевский князь рассказывал своим детям о том, что он совершил восемьдесят походов, из которых три были великими; заключил девятнадцать мировых соглашений с половцами; отпустил из плена сто половецких князей, «а врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей».

Обращаясь к сыновьям, Мономах хвалил и прославлял Бога за создание его трудолюбивым человеком, за сохранность от смертельных опасностей. Не бойтесь ни войны, ни зверя, «дело исполняйте мужское как Бог пошлет».

В 1117 г. русский князь написал «Поучение детям», в котором отразил свои педагогические мысли. Появление сочинения было обусловлено важнейшими историческими процессами, а именно тенденцией к упорядочению государственной жизни Руси, нарушаемой междуусобной борьбой князей.

Нужны были новые люди, способные возвеличить Русь. Опираясь на свой жизненный опыт, Мономах дал советы по воспитанию таких людей в «Поучении детям».

Свои наставления автор подкрепляет конкретными фактами, рассчитывая на склонность детей к подражанию. Наблюдая поступки и действия старших, они лучше усваивают моральные нормы и правила поведения, более активно воспринимают опыт взрослых (С.Д. Бабишин).

В качестве образца князь приводит свое жизнеописание, где он предстает как государственный деятель и отважный воин, как отец и воспитатель, как любитель природы и книжности.

Значительное место в своем сочинении Мономах отвел нравственному воспитанию детей, которое заключается в приучении их к соблюдению общечеловеческих моральных норм, являющихся ориентирами личного и общественного поведения молодежи в обществе.

Наиболее важно повиноваться старшим, уважать равных себе и младших, приносить пользу другим, быть верным данному слову, не позволять сильным обижать слабых, сочувствовать горю других, относиться чистосердечно к окружающим, уметь подавлять в себе гнев, не лениться, творить добро, уклоняться от зла.

«Научись, верующий человек, быть

благочестию свершителем, научись,

по евангельскому слову, очам управлению, языка

воздержанию, ума смирению, тела подчинению,

гнева подавлению, иметь помыслы чистые,

побуждая себя на добрые дела, господа ради;

лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби,

гонимый – терпи, хулимый – молчи,

умертви грех».

В формировании личности, отметил Мономах, большое значение имеет воспитание трудолюбия. Главное – это преодоление лени, т.к. она «всему мать». Если что-то человек умеет, то может забыть, а неумеющий вообще ничему не научится. Обращаясь к детям, отец советовал им не забывать хорошее, учиться новому.

В пример он ставил своего отца, выучившего пять языков в домашних условиях. Делая добро с раннего утра, сказал Мономах, не забывайте о Церкви. «Пусть не застанет вас солнце в постели.

На заутрене воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев его, надо с радостью прославить Бога и сказать: “Прости очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный”».

И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы предь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою». Так, отметил князь, я не ленюсь и хвалю Бога, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, перед охотой и сбором дани, а также перед сном. Рассуждая о лени и отдыхе, Мономах советовал детям поспать в полдень, как назначено Богом. Такому распорядку, пояснил он, придерживаются и зверь, и птица, и человек.

В «Поучении» содержатся строки о гуманном отношении к людям. Особое значение князь придает благотворительности, заботе о нищих, сиротах и убогих.

«Всего же более убогих не забывайте,

но насколько можете, по силам кормите, и

Подавайте сироте и вдовицу оправдывайте

сами, а не давайте сильным губить человека.

Куда же пойдете, или же остановитесь,

напоите и накормите нищего».

Более всего, отметил Мономах, чтите гостя, откуда бы он ни пришел, независимо от того, простолюдин ли, или знатный, или посол. Если не сможете почтить его подарком, то пищей и питьем. Гости потом прославят вас, находясь в добрых или злых землях. Продолжая поучения, князь советует навестить больного, проводить покойника, т.к. все мы смертны.

«Встречного следует поприветствовать и молвить ему доброе слово. Жену свою надо любить, но не давать ей власти над мужем. Основой всему и превыше всего является страх Божий. В жизни следует избегать жестокости. Не надо повелевать и убивать ни правого, ни виноватого, не губить никакой христианской души. Не обижать худого смерда и убогую вдовицу».

В «Поучении» детям Мономах дал советы о поведении во время войны. Прежде всего, не лениться и не полагаться на воеводу. Не предаваться еде, питью и сну.

Самим устанавливать охрану, стражу в ночное время со всех сторон. Предводителю спать вместе с воинами, а вставать раньше всех. Оружие не снимать с себя второпях, «не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает».

В жизненных делах, отметил князь, надо надеяться на Божию милость. Разумеется, Бог милостив и премилостив, владеет жизнью и смертью. Господь терпит согрешения всю нашу жизнь.

Он подобен отцу, который бьет свое чадо, любя, и опять привле- кает к себе. Бог показал, как одерживать победу над греховными врагами.

Интересно
Для этого, сказал Мономах, есть три добрых дела: покаяние, слезы и милостыня. Но главное – не лениться в их исполнении, т.к. они не тяжки, и даже малыми дозами можно получить милость Божию. Ее не будет, если только заниматься затворничеством, монашеством, голоданием.

Киевский князь призывал детей обратить внимание на чудеса и блага, созданные Богом. Надо восхвалять и прославлять Господа за устройство неба, солнца, луны и звезд, за тьму и свет, за острова на водах.

«Звери различные, и птицы и рыбы украшены

Твоим промыслом, Господи! И этому чуду

подивимся, как из праха создал человека, как

разнообразны человеческие лица».

В своем «Поучении» Мономах заложил ростки эстетического воспитания, показав значение природы в развитии чувства прекрасного. Ее красота, как он отметил, должна служить источником приподнятого настроения и прилива вдохновения.

Кардинальный вывод автора заключался в ведущей роли образования и воспитания в определении земных потребностей человека. «Поучение» князя Мономаха стало своеобразной отправной точкой в развитии русской педагогической мысли.

Христианская педагогика обогатилась светскими наставлениями и рекомендациями русского князя, военачальника и писателя. В XIX-XX вв. «Поучение» В. Мономаха было переведено на болгарский, чешский, польский, немецкий, английский, французский, итальянский, шведский, датский, японский и другие языки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)