Проповеди Иоанна, Златоуста о воспитании

Одним из выдающихся отцов Церкви был святой Иоанн Златоуст, епископ-проповедник (347-406 гг.). Он родил- ся в Антиохии (современная Сирия). Под руководством матери получил самое лучшее научное образование того време- ни. Затем учился у лучших философов ораторскому искусству.

Иоанн обучался у учителя Ливания, удивлявшегося умственным и нравственным качествам ученика. Занятия были весьма успешными. На вопрос, кого бы Ливаний оставил преемником в своей школе, он ответил: «Оставил бы Иоанна, если бы не отняли его от нас христиане!».

По окончании обучения Иоанн немного поработал адвокатом и написал первую работу «Похвальное слово императору Валентиниану». Под руководством святого Мелетия, епископа Антиохи, юноша стал изучать христианское богословие.

В 370 г. Мелетий определил его в состав служителей Церкви на должность чтеца. Через два года Иоанн продолжил богословское образование. У одного из лучших христианских ученых Диодора он усвоил антиохийский рациональный метод толкования Священного Писания.

После смерти матери Иоанн раздал все имущество и поселился в уединенной обители, решил, что так можно сохранить индивидуальную свободу мысли и чувства от деспотических общественных нравов, затем еще два года провел в уединенной пещере.

В пустыне отшельник написал работу «В защиту монашества» и еще несколько монографий. Непомерный аскетизм расстроил здоровье Иоанна. Он возвратился в Антиохию и был посвящен в дьяконы.

В своих выступлениях служитель Церкви призывал богатых оказывать помощь бедным. Пятилетнее дьяконство позволило многое узнать о жизни и людях. Иоанн стал борцом за права человека, в особенности защитником низших и угнетенных классов.

Один раз в неделю, а иногда и каждый день, он выступал с проповедями, которые он составлял предварительно согласно собственным размышлениям. Но чаще всего это были импровизации «на злобу дня».

Проникновенные обличения и увещания Иоанна вызывали у слушателей стоны и слезы, нередко сопровождаемые рукоплесканиями. В ответ на восторг проповедник просил слушателей поощрять его труд исполнением наставлений. Специальные скорописцы записывали каждую беседу Иоанна.

Интересно
Лучшие из антиохийских проповедей касались новых налогов, осуждаемых населением, а также уличных статуй императрицы Евдоксии. Оскорбление ее величества повлекло страшные преследования и даже угрожало уничтожением всего города.

Проповедник как мог утешал раскаившихся и в интересах христианства воздействовал на людей, находившихся в замешательстве. В 397 г. Иоанна избрали архиепископом Константинополя.

Путем обмана его тайно увезли от антиохийцев, боясь того, что они не отпустят своего пастыря. Избрание смиренного священника, человека без всяких связей и знакомств в столице, на пост первого сановника Церкви настроило против него многих религиозных служителей.

Недовольство усилилось, когда Иоанн вопреки примеру своего предшественника не захотел устраивать пиров и сам не посещал их в домах вельмож. Большую часть денег архиепископ употребил на помощь бедным, устроил в городе больницу и другие благотворительные учреждения.

Иоанном был недоволен распущенный клир, подчиненный должной дисциплине. Противниками нового архиепископа стали и богатые классы населения, истолковав его увещания к благотворительности и заступничеству за бедствующих как стремление к возбуждению антогонизма между сословиями: «соблазняет народ».

Обличение Иоанном роскоши и суетности константинопольских дам императрица Евдоксия приняла за личное оскорбление.

Однако архиепископ продолжал стойко исполнять свои обязанности, не изменяя личным воззрениям и принципам. Ситуация обострилась. Личные враги Иоанна провели собор, который осудил его по самым мелочным и ложным обвинениям. Одно из них гласило: «не знает гостеприимства».

Святой был приговорен к казни, но император заменил ее изгнанием. Архимандрита выслали из Константинополя. Вдруг в столице произошло страшное землетрясение. Евдоксия увидела в этом знамение гнева небесного на гонение праведника и просила срочно вернуть его в Константинополь.

Возвратившись, Иоанн не переставал громить в своих проповедях пороки общества и хлопотать об улучшении жизни столичной бедноты.

Появился новый донос, рассмотренный на неправедном соборе. Он постановил изгнать святого Иоанна из Константинополя.

Состоялось второе и уже окончательное удаление проповедника с архиепископской кафедры. В 404 г. осужденного сослали в армянский город Кукуз, где он пробыл два года. Находясь в изгнании, святитель Иоанн старался укрепить связи с епископами Азии, Европы, поддержать своих поклонников.

Зимой 406 г. он заболел. Из столицы пришел приказ о переводе Иоанна в глухой город Питиунд (ныне Пицунда). В сопровождении конвоя выдающийся отец Церкви совершил свой последний незавершенный переход. Он скончался со словами: «Слава Богу за все!». Через столетие святого Иоанна нарекли Златоустом. С таким именем он и вошел в историю.

Содержание выступлений величайшего отца Церкви сохранилось в записях скорописцев. Известны 804 проповеди Иоанна по различным актуальным вопросам его времени.

Среди них рассуждения об отношениях людей на христианских началах, о христианской взаимопомощи и благотворительности, о значении приходского храма для сельского населения, о молитве общественной и домашней, о труде как основе общественного благосостояния, об отмене кровавых цирковых забав, о христианской семье и воспитании детей.

Об особенностях взаимодействия родителей и детей Златоуст изложил в проповедях «О воспитании детей», «Гамилеи», «О монашестве».

Отец Церкви подчеркнул значимость Бога и Священного Писания, роль родителей, меры воздействия на детей, положительные и отрицательные качества человека, последствия хорошего, дурного или никакого воспитания для жизни человека. Проповедь Златоуста о воспитании начинается словами:

«Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели – дело ума и воли». В этом процессе, как считал святой, большое значение имеют Божественные наставления и указания Священного Писания.

Бог имеет великое попечение о воспитании детей, которое он вложил в природное влечение родителей к детям. Господь дал законы и наставления, касающиеся попечения о детях.

Златоуст особо выделил четыре из них:

  • вести детей к богопознанию;
  • родителям не пренебрегать заповедями Бога, т.к. он связал их естественной необходимостью в воспитании детей;
  • родителям награждать послушных и наказывать «непризнательных»;
  • Господь награждает добросовестных родителей и жестоко наказывает «нерадящих» о детях.

В своей проведи архимандрит произнес:

«Это мною сказано для того, чтобы вы узнали,

что Бог не будет снисходителен к нерадящим о

тех, о которых сам он столько печется. Ибо

невозможно, чтобы один и тот же (Бог) и

столько делал сам для спасения этих (детей),

и оставлял без внимания то, когда о них же

небрегнут родители. Так Он не оставит

этого без внимания, напротив, еще сильно

вознегодует и прогневается».

Господь вверил детей родительскому попечению, поставил отца и мать их владыками и судьями. Златоуст, проповедующий от имени Бога, отметил, что Господь возложил на родителей все заботы об их воспитании, которое должно начинаться с раннего детства.

Родителям необходимо овладевать первыми впечатлениями детей; «наложить узду, когда они еще не имели силы разорвать ее».

Иоанн рассмотрел отрицательный пример о воспитании, взятый из истории. У священника Илии было два сына, предававшихся порокам.

Отец не обращал на них внимания. Даже за серьезные проступки делал лишь выговоры без «должной ревности и власти». Увещания священника были напрасны и бесполезны.

Ему следовало, по мнению Златоуста, строго наказать сыновей, прогнать со своих глаз, употребить строгие меры. Требовались не увещевания, а сильные уроки, строгие истязания, «врачество столь же крепкое, как и зло». Дети стали жертвами своего отца.

Родителям, отметил проповедник, следует развить у детей чувство долга и закреплять его. Необходимо предугадывать зарождение дурных поступков и не ожидать, пока они пустят глубокие корни.

Страсти, сказал Златоуст, постоянно развиваясь, делаются необузданными и неукротимыми. Дети будут вырастать непослушными, невоздержанными, дерзкими и развратными. Не исправляя детей, отцы становятся их сообщниками.

Безнаказанность доводит до государственных преступлений; суды пробуждаются; несчастные умирают на месте казни.

Обращаясь к родителям, Иоанн призывал разрешить детям служить вместе с Ангелами и Архангелами, Если дети получат помощь от Бога ради отцов, то и отцы получат поддержку ради детей. В этом единство природы и воспитания. Последнее гораздо важнее природы.

Свою мысль Златоуст доказывал примерами из Священного Писания, ссылаясь на послание Павла и книгу Иова. Люди трепетали за тайные грехи детей.

Писание восхваляет Иова за то, что он непорочен, праведен, благочестив, далек от всякого лукавства, заботится о детях. Такой же добротой отличался и Авраам. Ссылаясь на слова Господа, Иоанн говорил о необходимости воспитывать для Бога доблестных и великих мужей.

Надо делать все, чтобы оставить им богатство благочестия, которое пребывает постоянно, сопровождает людей до смерти. Мирское богатство не перейдет в вечность вместе с людьми, а может погибнуть и раньше людей. Зачастую оно губит и своих владельцев. Богатство благочестия будет постоянно, и его сохранит в великой безопасности.

«Это действительно так: кто земное

предпочитает духовному, тот лишится и

того и другого, а кто стремится к (духовному)

небесному, тот наверное получит и земное.

Это не мои слова, но Самого Господа, который

обещает подать сии блага: Ищите, говорит

Он, прежде Царствия Божия и Сия вся

приложится вам».

Рассуждая далее, Златоуст отмечает, что родители не щадят ни своих трудов, ни издержек на обучение детей светским наукам.

Наряду с этим им безразлично одно знание святой веры, одно служение Царю Небесному. Родители разрешают детям посещать различные зрелища, но мало заботятся о том, чтобы они достойно вели себя в храме и «не избегали Церкви».

Родители заставляют детей давать отчет о выученном в светских училищах, но не требуют отчета о слышанном в доме Господнем.

Отцы, убеждая детей заниматься науками, сказал Иоанн, ссылаются на примеры из жизни. Так, некто из низкого состояния, усвоив красноречие, получил высокую должность, приобрел весьма большое имение, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех «страшен и знаменит». Другой, изучив латинский язык, стал блистать во дворе и всем распоряжаться.

Внушая такие примеры детям с юных лет, отцы дают основание для всех пороков. Зарождаются две самые неистовые страсти: сребролюбие и тщеславие. Последнее более прочно. Страсти делают душу человека бесплодной и не способной ни к чему до- брому.

Отцы делают все, чтобы до конца завершить учение, но пренебрегают воспитанием. По мнению родителей, скромность и примерное поведение придут сами собой, «хотя бы они и спали».

Златоуст сделал вывод: упражнение души в благочестивой жизни во столько раз труднее и тяжелее изучения наук, во сколько раз дела труднее слов.

Советы о разумном воспитании, отмечает проповедник, содержатся в Священном Писании, где много поучительного не только для монахов, но и для детей, вступающих в мирскую жизнь.

Сын, входящий в нее, как лучший врач, укрощающий надменность каждого, врачующий больное тело, «прикладывает пластырь из Писаний, расточает любомудренные доказательства». Рассуждая о любомудрии и строгом поведении, Златоуст заметил, что уклонение от них расстроило все и погубило.

В мире разные люди. Одни живут воздержанно и скромно, довольствуются своим, они человеколюбивые и кроткие, любят повиноваться, укрощают в себе безумное своеволие страстей. Они, как яркие светила среди глубокого мрака, призывающие бедствующих среди моря к своей безопасности.

Другие изобретают новые беззаконные способы наслаждения, стараются захватить все чужое, требуют от собратьев всякого долга, делают тысячу неприятностей тем, кто им не поклонится, не выскажет подобострастия, «ищут власти и начальства», почитают себя лучше всех, содержат блудниц и оскверняют чужие ложа.

Такие люди, как опухоли на теле. Своей невоздержанностью они потопляют тех, кто бы сам мог спастись. Не из-за таких ли людей, ставит вопрос Иоанн, войны и брани, разрушения городов и плен, и рабство, убийства и лишения свободы?

Это происходит не только из-за людей, но и посылается с неба: засухи и голод, наводнения и землетрясения, болезни и др. Для не имевших любомудрия и строгого поведения есть взыскания, законы, судилища и другие наказания.

Рассмотрев роль и значение Священного Писания, архимандрит изложил свои мысли о воспитании, в основе которых ссылки на Закон Божий.

Вначале он заострил внимание на необходимости целенаправленной работы отцов в формировании положительной личности ребенка. Многие родители, отметил Златоуст, ограничивают свои обязанности только тем, что не дают детям умереть с голоду. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений.

Подобное положение есть некоторого рода детоубийство. Есть отцы, не щадящего ничего, чтобы доставить своим детям учителей для развлечения и потворства их прихотям.

Интересно
Главы семейства не стремятся воспитывать детей христианами, не упражняют их в благочестии. Это преступное ослепление. От грубой невнимательности к детям происходят все беспорядки, от которых стонет общество. Имущество, приобретенное для детей, сохранится у них недолго, т.к. они не умеют вести себя благоразумно. Оно будет «растопчено» и погибнет вместе со своими обладателями.

Дети будут богаты, сказал Иоанн, если получат от отцов хорошее воспитание. Оно упорядочит их нравы и поведение. Надо стремиться не к тому, чтобы сделать детей богатыми, а к тому, чтобы воспитывать их благочестивыми, владельцами своих страстей, богатыми в добродетелях.

Дети, покорные и верные Богу, найдут в нем источник счастья, даже временного. Бедный человек с христианскими нравами заставляет уважать и любить себя.

При злом и развращенном сердце никакое богатство не спасет от негодования и отвращения окружающих. Рассуждая о воспитании, архимандрит произнес: «Умоляю вас, позаботьтесь о до- бром воспитании детей ваших». Обращаясь к отцам, он отметил, что Бог поставил главами и учителями всего семейства.

Долг отцов – наблюдать непрестанно за поведением своей жены и детей. Примерами могут служить герои Священного Писания.

Так, святой Павел призывал воспитывать детей в учении и наставлении Господнем; Иов постоянно смотрел за своими детьми и приносил «умилостивительные жертвы за тайные проступки»; Авраам заботился о соблюдении закона Божия в своей семье. Таким образцам следует подражать в жизни и при «последнем издыхании».

«Если бы добрые отцы старались дать с

воим детям доброе воспитание, то не

нужны были бы ни законы, ни суды, ни

судилища, ни наказания. Палачи есть

потому, что нет нравственности».

Отцы, не радевшие о своих детях, отмечает Златоуст, многократно потерпели за свой грех, порождающий несчастья, огорчения, бесчисленное множество зол, тяжкие и продолжительные болезни у родителей и детей, преждевременные смерти.

Многие пережили эти несчастья, но некоторые избегли наказаний в мирской жизни, однако они станут жесточайшими на «погибель головы грешника» в загробном мире.

В целенаправленной проповеди о воспитании Иоанн, ссылаясь на Священное Писание, сделал ряд рекомендаций и указаний в работе с детьми. Он около десятка раз произносил фразу: «Воспитывайте детей своих в наказании и учении Господнем».

Слово «наказание», видимо, следует понимать двояко: как влияние наставлением-наказом, так и физическим воздействием.

Проповедник рекомендовал приучать детей к чтению Священного Писания. Отцам советовал внушать сыновьям, что богат не тот, кто заботится о «большом стяжении имения» и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Детям следует давать великое, а не малое.

Великим Златоуст считал Священное Писание. Отец обязан научить ребенка любомудрию. Один из приемов воспита- ния – усвоение наставлений Закона Божия. Они нужны не только монахам, но и детям, вступающим в мирскую жизнь.

Мирскому человеку, подчеркивает Иоанн, необходимо знание библейского учения, т.к. в его жизни много соблазнов ко греху.

Важной составляющей в воспитании проповедник считал приобщение детей к богопознанию. Ссылаясь на Бога, он указал на роль родителей, обязанных награждать послушных и наказывать непризнательных. Образование ребенка станет легким и удобным, если отцы возьмут сыновей на своё попечение еще в нежном возрасте и будут постоянно находиться с ними.

Если не отцы «безумно привязаны» к житейским делам, то они поневоле не заботятся о душах детей. Такие отцы хуже детоубийц. Они отделяют тело от души. Телесную смерть, замечает Златоуст, может прекратить воскресение, а потерю души ничто не восстановит.

За нею следует уже не спасение, а необходимость вечно сострадать. В размышлении о душе Иоанн убеждал родителей о не- обходимости воспитания достойных нравов и поведения. Желая ознакомить детей с науками, родители приставляют к ним пестунов и учителей, не жалея денег.

В семье освобождают от всяких занятий. Родители «чаще, чем на олимпийских играх кричат им о бедности от неучения и о богатстве от учения».

Интересно
В воспитании, как сказал Златоуст, надо следовать заповедям Христа и не прикрываться благозвучными именами. Пребывания в театрах и на конских ристалищах называют светскостью, обладание богатством – свободой, дерзость – откровенностью, расточительность – человеколюбием, несправедливость – мужеством.

Порой и добродетели называют противными именами: скромность – необразованностью, кротость – трусостью, справедливость – слабостью, смирение – раболепством, незлобие – бессилием. Необходимо называть пороки, подчеркнул Иоанн, прямыми и настоящими именами.

Только так можно вызвать у детей отвращение к ним. И, что еще хуже, отцы внушают зло не только словами, но и делами: строят великолепные дома, покупают дорогие поля, окружают детей прочим блеском и всем этим, как «гнусным облаком, омрачают их души».

«Вы все делаете, чтобы был у сына слуга,

конь и самая лучшая одежда, а чтобы он

сам был хорош – об этом и подумать не

хотите; простирая до такой степени

заботливость о дереве и камнях души

не удостаиваете и малейшей части

такого попечения. Все делаете, только бы

на доме стояла чудная статуя и кровля

была золотая, а чтобы драгоценнейшее

изваяние – душа была золотая, об этом

и помыслить не хотите».

Взрослым, сказал Златоуст, вверен важный залог – дети.  Поэтому надо заботиться о них и принимать все меры, чтобы не похитил их лукавый.

Однако в обществе этого нет. Люди принимают значительные усилия для того, чтобы поле было хорошим и поручено благонадежному человеку.

Погонщика ослов и мулов, надзирателя и поверенного люди выбирают самого хорошего. На человека же, который бы мог сохранить сына в целомудрии, не обращают внимания. Отцы заботятся об имуществе для детей, но пренебрегают их воспитанием.

Прежде образуй душу сына твоего, советовал Иоанн, а все необходимое он потом получит. Если душа у сына нехороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег. При правильном образовании бедность не повредит человеку. Главное – это надо научить ребенка быть добрым.

Правильное образование, даже помимо воли человека, удерживает его в пределах добродетели. С богатством она теряется, не позволяет вести целомудренную жизнь. Зажиточность увлекает, ниспровергает и вводит в бесчисленное множество преступлений.

Проповедник вторично указал, что сыновья должны быть скромны, отличаться благонравием и целомудренностью. Пусть они научатся воздержанию от лишних издержек, будут расчетливыми, нежно любящими, умеющими повиноваться властям. Такими они могут доставить родителям великую награду, заслужить великую похвалу людей и Бога.

Ряд рекомендаций и советов Златоуст посвятил матерям, воспитывающим дочерей. Он советовал больше всего смотреть за дочерьми. Наблюдать за тем, чтобы они сидели дома; учить их благочестивости, скромности, презрению к деньгам, не увлекаться нарядами.

Только таких воспитанных и следует отдавать в замужество. Хорошее образование спасет не только дочь, но и мужа, а также, добавил христианский проповедник, и детей, и внуков.

Дети растут и становятся юношами и девушками. Юность, отмечал Иоанн, неукротима и нуждается во многих наставлениях, руководствах, надсмотрщиках и воспитателях. Только при таких условиях можно владеть воспитанием.

Юность, что «конь необузданный, что зверь неукротимый». Поэтому если с раннего возраста ребенка приучать к порядку во всем, то впоследствии не будет нужды в великих усилиях. Привычка станет законом для юношей.

Не надо позволять им делать то, что приятно, но на самом деле вредно, не угождать, т.к. они еще дети. Все это только приносит вред юности. Больше всего надо заботиться о сохранении целомудрия. К этому родители должны относиться с особым вниманием.

«Скоро будем брать для них жен, чтобы они,

имея чистое и нерастленное тело,

соединилились с невестами. Такая любовь

бывает особенно пламенна. Кто был

целомудренным до брака, тот большею

частию остается таким же и после брака.

Напротив, кто до брака научился

любодействовать, тот и после брака

станет делать то же самое. ибо сказано

в Писании человеку блудну всяк хлеб сладок».

При бракосочетании, сказал Златоуст, на голову возлагаются венки как знак победы над похотью до брака. Их получают и те, кто раньше увлекался сладострастием, предавался блудницам. Таким венец будет внушать и вразумлять, устрашать и угрожать даже при мысли о любодействии.

По мнению Иоанна, воспитанный юноша получит всеобщее уважение, станет милее для родителей. Их привязанность к сыну не будет только простым влечением природы. Это плод добродетели юноши. В старости родители получат от него «все услуги сыновней любви» и опору.

Христианский проповедник Иоанн Златоуст сделал вывод: кто не чтет Бога, тот презирает и своих родителей, а почитающие Господа всегда будут уважать и тех, от кого они получили жизнь.

Призывая родителей и детей к гуманным отношениям, святитель Златоуст указывал на пользу монастырского воспитания.

При сравнении современных ему общественных школ с иноческими последние оказывались лучшими. Он убеждал даже богатых горожан Константинополя отдавать своих детей для воспитания в монастыри и оставлять до тех пор, пока они не приобретут крепкий навык в жизни благочестивой и не окажутся способными приносить вожделенные плоды для себя, родителей и для общества.

Воспитывая для Бога, мы можем получить доблестных и великих мужей, «или лучше сказать, ангелов».

Таким образом, библейское воспитание зижделось на нравоучительных изречениях, назидательных наставлениях, иносказательных притчах, адресных посланиях. Эти способы общения воспитателей и воспитуемых по праву можно назвать зачатками христианской педагогики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)