Дидактика К.Д. Ушинского

На основании своего мировоззрения, гносеологических и психологических установок Ушинский развил прогрессивные дидактические принципы. На высоком научном уровне он разработал систему построения процесса обучения в школе, основанную на «необходимых условиях преподавания».

Таковыми ученый считал своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, нравственность, полезность.

Анализ содержания каждого из условий показал, что под «нравственностью» Ушинский понимал воспитывающий характер обучения, под «полезностью» – связь обучения с жизнью, под «современностью» и «органичностью» – природосообразность в обучении. Остальное принято называть принципами обучения.

Особое место в реализации учебно-воспитательных целей и задач ученый отводил методам обучения. Он делил их на две части: общую и частную. Первая, общая дидактика, изучает общие основы обучения и принципы (общие для всех дисциплин) методов обучения.

Вторая, частная дидактика, является применением основ общей дидактики к отдельным учебным дисциплинам и изучает методы их преподавания. К частной дидактике Ушинский главным образом относит методику первоначального обучения.

Дидактика, писал он, указывает на главнейшие правила и на наиболее выдающиеся предметы.

«Практическое же применение их бесконечно

разнообразно и зависит от самого наставника.

Никакая дидактика и никакой учебник не

могут заменить наставника: они только

облегчают ему труд».

Основной организационной формой обучения Ушинский считал урок, а под методами обучения понимал единый путь передачи учителем знаний и навыков и усвоения их учащимися.

На высоком научном уровне ученый представил разнообразную теорию, как о построении урока, так и об основных методах обучения и применения их в практической работе. В классификации способов Ушинский отразил и методы устного изложения, и упражнения. Он обосновал эротематические методы, к которым отнес беседу и эвристику.

Одним из лучших способов изложения ученый педагог считал диалогический, или, как он говорил, сократический путь. При его использовании, отметил Ушинский, не дается никаких новых рядов и групп представлений, но уже существующие приводятся в новую «рассудочную систему».

Эффективность сократического метода зависит от правильно сформулированных учителем вопросов, от их последовательности, активности всех учащихся, от реакции педагога на ответы учеников.

Педагог-классик требовал от учителя ставить вопрос ясно, отчетливо, понятно для учащихся. Он различал два вида вопросов: фронтальный и индивидуальный.

Из всех методов устного изложения акроаматического типа Ушинский исключительно большое значение придавал методу рассказа. Этот метод живого слова по праву занимает ведущее место среди способов обучения вообще и на комбинированных уроках в особенности.

Ученый дал ряд ценных указаний научно-методического характера, касающихся рассказа:

  • мастерское ведение рассказа;
  • хорошие рассказчики, возбуждающие интерес;
  • отлично поставленная речь без всяких украшений;
  • приучение детей внимательно слушать, усваивать и передавать услышанное;
  • занимательность и чистота педагогического качества рассказа (легкость усвоения, выделение главного, избегать сухости);
  • предметом рассказов может быть все доступное пониманию детям.

Ушинский определил задачи при обучении грамматике:

  • усваивать родной язык с первых дней обучения, добиваться усвоения ребенком точного значения употребляемых слов;
  • исправлять и дополнять словесный запас ребенка;
  • приучать к самонаблюдению, к разумной беседе с книгой;
  • приучать к ясному пониманию письменной и печатной речи;
  • научить быстро выражать на письме устную и письменную речь.

Это реализуется тремя путями:

  1. Беседы с детьми.
  2. Толковое чтение и изучение наизусть литературных образцов.
  3. Изучение грамматики.

Для закрепления знаний и навыков, полученных посредством применения в обучении разных методов преподавания, Ушинский весьма большое значение придавал упражнениям. Он считал их основным средством, основным методом как для твердого запоминания полученных знаний, так и для превращения их в навыки (например, чтения, письма, трудовой деятельности и разного вида поведения человека).

Упражнения Ушинский делил на три вида:

  • упражнения устные;
  • упражнения письменные;
  • упражнения практические (постановка опытов, трудовая деятельность и т.д.).

Наряду с этим Ушинский различал упражнения попутные и упражнения специальные.

Первого рода упражнения подразумевают повторение пройденного с включением последнего в новое – в разных комбинациях и сочетаниях оно является необходимым спутником каждого обучения (например, закрепление навыка писать буквы и др.).

Второго рода упражнения представляют собой специально проводимое многократное повторение материала до тех пор, пока не будет достигнута конкретная задача упражнения (например, упражнения в письме по выработке навыков правильного начертания буквы, заучивание стихотворений, фронтальные, общеклассные упражнения по разным учебным материалам и т.д.).

Ушинский устанавливает по всемэтим  видам упражнений особые правила, главным образом в плане методики преподавания родного языка в начальной школе.

При обучении и воспитании ученый рекомендовал использовать христианское вероучение. Нельзя отделять «непроходимой гранью преподавание Закона Божия от преподавания других предметов». В противном случает преподавание предметов останется, но воспитание исчезнет.

В статье «О нравственном элементе в воспитании» Ушинский рассуждал о роли духовенства в образовании. «Духовный пастырь христианской религии должен быть не только служителем алтаря и проповедником слова Божия, но и наставником, и учителем.

Интересно
Обязанность священника – это не только Таинство Крещения нового христианина, но и введение его «в смысл христианских истин и в нравственный храм христианства».

Православный пастырь, по мысли Ушинского, призван умственно и нравственно возвышать людей и открывать источник христианской религии, оказывающей благотворное влияние на умственное и нравственное развитие чело- веческих обществ.

Педагогическая деятельность священников, писал русский педагог, является существенным дополнением к их «духовно-служительной» работе. Если пастырь желает учить, то должен «снизойти до потребности ученика» заглянуть в его душу, быть не только христианским священнослужителем, но и христианским педагогом.

Религиозный элемент имеет место в ряде сочинений и статей педагога-классика. Особенно это характерно для ранних работ: «О народности в общественном воспитании», «Детский мир», «Родное слово», «Труд в его психическом и воспитательном значении» и др.

Так, в «Родном слове» в разделе «О классных рассказах вообще и библейских в особенности» Ушинский дал рекомендации учащимся по поводу освоения рассказов из Библии. Они, отметил автор, не должны рассказывать детям весь ход событий, т.к. ученики в возрасте от 7 до 10 лет не способны к обзору такого обширного поля.

«Дети едва в состоянии обозреть какое-нибудь одно не очень сложное и не очень длинное событие и свести его начало с концом. Поэтому в первых библейских рассказах следует сообщать отдельные события из Ветхого и Нового Завета».

Ссылаясь на зарубежный опыт, Ушинский рекомендовал при усвоении новых рассказав, повторять предыдущие. После запечатления в памяти детей библейских рассказов их необходимо «связать общей нитью, начать излагать Священную историю в порядке».

Такая методика преподавания, подчеркнул педагог, может использоваться и при изучении всеобщей истории, т.к. она имеет верное психологическое основание.

В разделе «Времена года» Ушинский знакомит детей с рожде- ственским сочельником, колядой под рождество, масляницей, радоницей, троицей.

В «Детском мире» автор предложил детям рассказы «Крещение Руси», «Владимир-христианин». В их заключении Ушинский отметил, что так русские приняли христианскую веру, но она еще не скоро распространилась по всей Руси, и долго держались языческие суеверия.

«Современная педагогика исключительно

выросла на христианской почве, и для нас

нехристианская педагогика есть вещь немыслимая –

безголовый урод и деятельность без цели,

предприятие без побуждения позади и без

результатов впереди».

Педагог-классик, демократ-просветитель и горячий патриот Ушинский с честью реализовал свой девиз: «Сделать как можно больше пользы своему Отечеству – вот единственная задача моей жизни». В педагогике ученого разумно сочетаются наука и христианство.

Такая интеграция, по его словам, делает эффективным духовно-нравственное воспитание учащихся российских школ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)