Педагогические взгляды М. Лютера

В XIV в. в Центральной и Северной Европе началась реформация (от лат. reformation – преобразование, исправление) – глубокое социально-политическое движение, связанное с гуманизмом. Оно приняло форму борьбы против католической церкви и имело антифеодальный характер.

В Германии реформацию возглавил доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546), основатель немецкого протестантизма.

Он родился в Эйлебене (Саксония) в семье бывшего рудокопа, занявшего затем видное место среди владельцев плавильных и меднорудных разработок.

Обучаясь в Эрдфурдском университете, Лютер поддерживал близкие связи с гуманистами, настаивавшими на развитии светского образования. Однако студент не примкнул к ним, т.к. искал сущность теологии, оставаясь на ее почве.

По окончании университета Лютер получил степень магистра свободных искусств и поступил в августинский монастырь в Эрфурте. Он углубился в изучение средневековой мистики.

Начав читать лекции в Виттенбергском университете и получив степень доктора богословия, Лютер стал выступать со своим учением, высказывая смелые для того времени мысли.

Он поддержал требования оппозиции об устранении влияния на общество разрозненного и испорченного католического духовенства. В 1517 г. основатель протестантизма прибил к дверям виттенбергской церкви свои знаменитые 25 тезисов против индульгенций. Содержание написанного отражало новые религиозные вероучения Лютера, развитые им в последующих сочинениях.

Интересно
Выступая против догматов католической церкви, доктор богословия утверждал, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и Богом. Человек постигает «спасение души» («оправдания») только при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Лютер выдвинул положение о том, что должен быть отвергнут авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и восстановлен авторитет Священного Писания. Согласно его учению, христианин достигает общения с Богом путем полного «смирения» и «сокрушения сердца».

Теория Лютера не понравилась католикам, и его обязали явиться в Рим, чтобы предстать перед церковным судом. Он отказался и публично сжег папское распоряжение (буллу) об отлучении его от церкви. Свои взгляды оппозиционер изложил в трактатах «К христианскому дворянству немецкой нации», «О свободе христианства».

Борясь за чистоту христианства, Лютер перевел Библию на немецкий язык, заложив начало его унификации, очистки и обогащения. Он тем самым облегчил распространение грамотности в Германии.

В обращении «К бургомистрам и членам городских советов всех городов Германии», в «Проповеди о том, что детей надо посылать в школы» доктор богословия требовал, чтобы городские советы открывали и содержали школы первичного обучения. Лютер говорил о необходимости вовлекать в эти школы всех детей.

Основной задачей народной школы реформатор считал религиозное воспитание, осуществляемое главным образом путем чтения Священного Писания на родном языке. Он ратовал также и за открытие школ повышенного типа, где могли бы получать подготовку будущие проповедники, юристы, врачи.

Наибольшего благосостояния, отметил Лютер, города достигают только при посредстве образованных и благоразумных граждан.

Поэтому первая обязанность общин заключается в создании благоприятных условий для школьного дела. «Наибольший грех в мире, достойный сильнейшего наказания – это пренебрежение воспитанием детей».

Для благосостояния страны, указал Лютер, нужны как образованные мужчины, так и образованные женщины. Первые необходимы для хорошего управления страной, водворения в ней правды и порядка, а вторые – для хорошего воспитания детей.

Подготовка образованных мужчин и женщин возможна только при наличии школ. Правительство и городские власти должны взять на себя обязанность учреждать и поддерживать образовательные учреждения. Кроме школ, подчеркнул основатель протестантизма, необходимо создавать библиотеки и книжные склады, где имелись бы лучшие книги.

Необходимым условием правильного воспитания Лютер считал повиновение и послушание.

«Если в семье нет порядка подчинения,

то не будет его и в городе или в государстве,

ибо из детей выйдут впоследствии граждане,

которые должны будут или подчиняться

или управлять».

Немецкий реформатор подверг критике существующее воспитание в Германии. Некоторые родители, писал Лютер, хотя и заботятся о воспитании своих детей, но дают им не хорошее, истинное, а худое, ложное воспитание. Вместо образования ума и сердца они всю заботу направляют на обучение детей хорошим манерам, танцам, на то, чтобы «сделать их ловкими».

Такие родители приносят детям не пользу, а вред. Наибольший ущерб делают родители, дурно ведущие себя в присутствии детей, сквернословящие и вообще подающие дурной пример.

Основатель протестантизма настаивал на педагогике с христианской направленностью. Он категорически отвергал изучение в школах схоластической философии.

Интересно
На высших ступенях обучения в качестве одного из основных предметов Лютер предлагал сохранять латинский язык, дополняемый греческим, а иногда и древнееврейским. Это необходимо, т.к. на них были написаны оригиналы всех священных книг христианства.

Для обучения детей доктор богословия написал катехизис на немецком языке, который в течение нескольких столетий был главной книгой для чтения в народных школах Германии. Сборник песнопений, составленный Лютером, тоже пользовался широкой популярностью.

Усилившееся развитие торговли, ремесла и возросшие в связи с этим потребности в области образования побудили реформатора рекомендовать для изучения в школах математику, историю, элементы природоведения. Заслугой Лютера является его выступление (одним из первых в Европе) за обучение девочек наравне с мальчиками.

Он мотивировал это тем, что, став матерями, они должны воспитывать и обучать своих детей. В образовании, как отметил Лютер, следует «весьма ценить» роль народного учителя.

Если их не будет, то не появятся ни юристы, ни проповедники, ни врачи. Усердного, благочестивого учителя, честно воспитывающего и обучающего детей, никогда нельзя достаточно оценить и вознаградить. Его труд выше всяких похвал.

« Что же касается лично меня, то если бы

обстоятельства заставили меня оставить

священническое звание, желал бы сделаться

только школьным учителем, ибо не знаю

более полезной, высокой деятельности,

чем деятельность учителя».

В историю христианской педагогической мысли Лютер вошел как реформатор образования и воспитания, отстаивающий всеобщее обучение в начальной школе мальчиков и девочек, требовавший смягчения жестокой средневековой дисциплины, обучения на родном языке, предъявляющий обоснованные требования к родителям по воспитанию своих детей как будущих отцов и матерей.

Доктор богословия утвердил Библию в немецком переводе, составил хорал на основе 46 псалма, ставший, по словам Энгельса, «Марсельезой XVI века».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)