Христианская дидактика Фаддея

В 1902 г. Фаддей написал книгу «Записки по дидактике», где показал цель христианского воспитания, его роль и содержание в формировании человеческих чувств. В одном из разделов книги автор указал на следствия отрешения воспитания от религии.

Архиепископ подверг критике многих современных ему западноевропейских и русских педагогов в «крайне опасном заблуждении». Суть их ошибок заключалась в недооценке роли христианской религии в воспитании человека.

Фаддей привел пример Франции, упразднившей преподавание Закона Божия в светских школах. От такого новшества резко увеличилось число детских преступлений. Причина в том, что слишком много заботились о развитии ума, мало обращая внимания на образование сердца и воли.

Другой пример епископ привел из повести английской писательницы Корелии, в которой безрелигиозное воспитание называется «преступлением худшим детоубийства».

Только христианство, писал Фаддей, указывает самую правильную и высокую цель воспитания, наиболее соответствующую природе человека. Главная цель христианства состоит в перевоспитании человека. «Поэтому некоторые Отцы Церкви Самого Божественного Основателя христианства называли Божественным Педагогом». Христианское воспитание, отмечал епископ, соединяет в себе все то, к чему стремятся педагоги.

Только оно вполне достигает тех целей, которые ставят обучающие для воспитания. Если говорят, что «воспитание должно вести к счастью воспитанников», то только «христианство может дать истинное счастье человеку».

Православие, по словам Фаддея, не отвергает земные радости, но запрещает неумеренную привязанность к ним. Христианство указывает человеку на истинную радость, состоящую в молитвенном общении с Богом, в служении ближним в духе любви.

Научить человека находить в этом радость и счастье, поддержать его среди скорбей и страданий жизни не может ни одно учение, ни одна философия или религия, кроме христианской. Рассуждая по поводу природосообразности воспитания, епископ ставил вопросы и отвечал на них.

Что сообразнее с природой человека: дать возрасти в душе дитяти различным страстям и привычкам, свойственным природе человека, или подавлять их изначально, пока они не укоренились и легко могут быть устранены?

С самого ли начала развивать и воспитывать в детях прирожденное душе человека стремление к Богу или оставить это влечение на произвол судьбы, лишая «чрез это всякого смысла и все прочие высшие стремления души?».

Отвечая на собственные вопросы, Фаддей отметил, что христианское воспитание охватывает все силы души и тела человека. Хотя христианская религия духовная, она не запрещает заботиться о теле, заповедует человеку труд. Чтобы укрепить тело, предохранять дух от праздности, православие рекомендует быть воздержанным, «дабы не расстроить здоровья тела».

При этом христианство заповедует, чтобы тело не только было здоровым и крепким, но и служило самым послушным орудием духа. Церковь, как отметил архиепископ, не отвергает и искусства. Так, в самом христианском богослужении соединены многие искусства: пение, живопись, архитектура, священная поэзия.

Крестьянские дети, быть может, только в Церкви и могут получить художественное воспитание «известного рода». Христианство, писал Фаддей, не отвергает здравого образования ума и дает ему плодотворное направление. Только оно может дать средства воспитать волю. Что касается гуманности воспитания:

«…тот, кто может быть гуманнее

христианина, который исполнен любви ко

всем людям, как братии во Христе, –

не говоря уже о том, что лишь христианство

может научить истинной любви ко всем

людям, не исключая врагов?».

В «Записках по дидактике» владыка ссылался на знаменитых мыслителей и педагогов, упоминая Иоанна Златоуста,
Рачинского, Ушинского и др. Школа, отмечал Фаддей, должна заботиться о воспитании в духе христианского благочестия.

Архимандрит отмечал, что грамота без христианского просвещения бесполезна. Вспоминая Ушинского, владыка привел его слова о том, что современная педагогика выросла на христианской почве; а также примеры теории и практики Арнольда, Песталоцци и Франке, черпающих в христианстве силы для своей плодотворной деятельности, «пересоздавших воспитание Европы».

Школа, писал Фаддей, должна быть преддверием Церкви, вводить народ в таинственный смысл ее догматов и в нравственный храм христианства.

В данном контексте, по мысли архиепископа, важную роль играет церковноприходская школа, где главным предметом является Закон Божий. От его изучения остаются отрадные воспоминания.

Другой предмет – церковное пение, оказывающее благоприятное действие на душу. Оно смягчает и сглаживает душевные печали, отгоняет страсти. Пение само собою назидает и настраивает душу к молитве. Полезным предметом, отметил Фаддей, является и церковное чтение, развивающее не только ум, но и душу.

Оно способствует тому, чтобы дети с большим пониманием и интересом могли присутствовать на церковном богослужении. Чтение псалмов и евангельских повествований на славянском языке не может остаться совершенно бесплодным для души.

В книгах для русского чтения следует помещать не только сказки, басни, стихотворения, песни, описания природы, но и назидательные статьи. Уроки по грамматике, арифметике, письму и прочие, писал владыка, имеют прямое отношение к христианскому воспитанию.

Люди по слабости своей не могут постоянно заниматься одними духовными предметами. Поэтому изучение наук, не относящихся напрямую к вере, и занятия разными искусствами и ремеслами бывают полезны для поддержания бодрости духа. Это предохраняет от праздности и полезно в деле воспитания.

Специальный раздел в «Записках» посвящен мыслям преосвященного Феофана о христианском воспитании. Его взгляды, отраженные в книге «Путь ко спасению», по мнению Фаддея, за- служивают особого внимания. В книге, как он указал, в первую очередь говорится о питании ребенка, источнике телесной жизни.

От детского питания многое зависит в последующем. Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище. Эти два вида чревоугодия губительны для тела и души. Если ребенка кормить всякий раз, когда он заплачет, то он привыкнет к своенравию.

Дитя будет выпрашивать или выплакивать все желаемое. Второе, на что обратил внимание Феофан – подвижность ребенка. Благоразумное развитие дает тему «возбужденность и живость, приучает к трудам и образует степенность». Неуправляемое развитие, оставленное на произвол, развивает непомерную резвость и рассеянность, или вялость, безжизненность, леность.

Автор сделал вывод: «Пусть дитя резвится, но в то время, в том месте и тем родом, как ему приказано». Третье поучение, как заметил Фаддей, связано с нервами.

Имелось в виду, что следует приучать тело безболезненно переносить всякого рода внешние влияния: воздуха, воды, сырости, холода, болей и др. Имеющий такой навык – счастливейший человек, способный на самые трудные дела в любое время в любом месте. Здесь, отметил владыка, повествуется о пригодности советов и к христианской жизни.

Архиепископ акцентировал внимание читателя на том, как Феофан рассматривал чувства и воображения. Первые предметы, считал автор книги «Путь к спасению», должны способствовать предстоящей христианской жизни.

Пусть чувства чаще получают первые впечатления от священных предметов: икона и свет лампады для глаз, священные песни для слуха и прочее. Дитя еще ничего не понимает, но его глаз и слух постепенно привыкают к этим предметам. Ребенка следует «ограждать» священными предметами всех видов и удалять все, что может его развратить.

Не надо давать детям книги с растленными понятиями, т.к. несовершеннолетние «многожелательны». Их все занимает, влечет к себе и рождает желания. Дети еще не умеют различать добро и зло и готовы выполнить все, что желают. Поэтому необходимо отучать их от своей воли и приучать делать только добро. Воля родителей для малых детей есть закон божий и совесть.

Родители должны быть сами примером доброй жизни и знакомить детей с теми, кто заботится не о наслаждениях и отличиях, а о спасении души. Несовершеннолетним надо предлагать делать добрые дела, сначала приказывая их выполнять, а затем «наводить», чтобы делали сами.

Среди таких дел милостыня, сострадание, уступчивость и терпение. Таким образом, архиепископ Фаддей, публикуя в «Записках по дидактике» мысли преосвященного Феофана, поддерживал и пропагандировал его взгляды на христианское воспитание.

В работе с детьми, отмечал владыка, немаловажное значение имеет учитель, деятельности которого автор посвятил десяток параграфов. Они раскрывают подготовку к профессии, призвание, нравственные качества. Учитель, по мысли Фаддея, должен знать законы души, по которым надо учить и воспитывать.

Для этого следует читать сочинения по педагогике, дидактике с методикой, по психологии, по истории педагогики. Среди авторов работ Фаддей назвал Ушинского, Рачинского, Ильинского, Капте- рева, Миропольского, Корфа, высокопреосвещенного Амвросия Харьковского и др.

Полезными, подчеркнул архиепископ, являются сборники и журналы Анастасиева и Победоносцева («Народная школа», «Ученье и учитель», «История детской души», «Новая школа» и др.). При выборе иностранных авторов Фаддей советовал быть осторожными. Не брать Руссо, Спенсера, Бэна и тому подобных, т.к. их философские воззрения не соответствуют здравым христианским взглядам на воспитание и обучение.

Значение учителя, по мысли владыки, весьма велико, т.к. он имеет дело с детской душой. Чтобы воздействовать на нее, педагогу надо иметь такие нравственные качества, которые он желает воспитать в детях.

Учительство, как и всякое другое дело, требует призвания. Оно обнаруживается еще до профессиональной деятельности учителя в обращении с детьми. Будущий педагог наблюдает за склонностями детей, их играми, за всеми проявлениями детской природы; за тем, как они читают и слушают читаемое.

Призвание к педагогике может проявиться в умении обучать своих братьев и других детей. Природную склонность, отметил Фаддей, иногда трудно определить.

Юношеские планы нередко впоследствии расстраиваются и изменяются под влиянием товарищей или каких-либо жизненных обстоятельств. Иногда юноши долго не могут определить свою профессию и одна из причин – отсутствие решимости. Призвание, писал архиепископ, требует самоутверждения. «Ибо иного званных, но мало избранных».

Молодые люди могут стать учителями, если у них проявится интерес и готовность к самопожертвованию.
Важным качеством учителя, писал Фаддей, является добросовестность, побуждающая его к совести. Педагог обязан
тщательно готовиться к уроку.

Прежде чем требовать от ученика ответа, учитель должен сам сделать надлежащее разъяснение учебного материала. Главное качество учителя по призванию – любовь к детям. Истинная любовь зиждется лишь на христианстве. «Она долготерпит, не смущается детским непостоянством и слабостью воли».

Христианская любовь, заметил владыка, не превозносится, не гордится и не мыслит зла, проникнута истинным смирением. «При неудачах следует винить не ученика, а себя, учителя. Любовь всему верит, надеется на исправление детей, которых считают даже неисправимыми.

Учителю необходимо терпение и самоотвержение. Неотделимыми от любви качествами являются справедливость и приветливость».

В обращении с детьми, подчеркнул архиепископ, учитель должен быть приветливым. Угрюмый вид может оттолкнуть детей не только от учителя, но и от занятий.

Приветливость проявляется в ласковых словах и улыбке. Последняя есть следствие действительной, сердечной доброты учителя, а не происходит от желаний только казаться добрым и снисходительным.

Приветливость и свобода в обращении с детьми не должны переходить в фамильярность. Учитель – образец для детей, вызывающий их полное уважение.

«Учитель имеет дело не с мертвыми

машинами, которые, будучи однажды заведены,

однообразно и правильно совершают свою

деятельность…, но с духовной природой детей,

с самой человеческой душой, жизнь которой

не может быть подчинена строго

неизменным законам».

Хороший учитель, писал Фаддей, должен быть верующим человеком, имеющим «призвание Божие». Именно оно станет лучшим в различных печальных событиях школьной жизни. Учителю следует помнить, что он принял учительство не сам по себе, а еще и «призван Самим Богом».

Для поддержания своего духа учитель должен искать утешение в вере и молитве. Учительство владыка сравнил с посевом, когда земледелец, бросая семена в землю, не знает, что с ними будет. В лучшем случае он соберет урожай, в худшем – семена могут погибнуть по разным причинам.

Так и учитель, «бросая семя учения в душу детей, не знает, что будет с ним». Педагог, отметил Фаддей, только «насаждает и наполняет», а вырастить доброе семя (урожай) может лишь один Бог.

Христианская педагогика Фаддея (Успенского), отраженная в его «Записках по дидактике», была не только основой духовной педагогики, но и поучительной книгой для российского учительства. Мысли, советы и рекомендации автора были актуальными не только в начале XX в.

Многие из них не потеряли значимости и в XXI столетии при возрождении христианства и соработничества Церкви с образовательными организациями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)