Христианско-педагогические воззрения Л.Н. Толстого

Педагогика Толстого основывалась на принципе свободного воспитания в свободной школе. Это мелкообразная педагогическая теория, идеализирующая ребенка как «первообраз правды, истины и красоты» и предполагающая его саморазвитие.

Такая концепция исключает муштру и угнетение детей, формализм и зубрежку в обучении. Однако теория свободного воспитания не может противопоставить данным явлениям эффективные методы воспитания.

В своем крайнем выражении данная теория отрицает право взрослых направлять воспитательную работу, руководить ею, считая такое руководство насилием над личностью ребенка. Толстой отстаивал независимость воспитания и обра- зования от государственной власти и господствующих классов.

Школа и образование, по его мнению, должны быть совершенно свободными. В 60-х гг. Толстой отстаивал мысль о том, что школа должна давать детям широкий круг знаний, всесторонне развивать их творческие силы.

Однако он отрицал заранее установленные программы, твердое учебное расписание и требовал, чтобы содержание учебных занятий в школе определялось интересами и потребностями детей. Основная задача школы, по мнению педагога-новатора, состоит в том, чтобы ученик хорошо и охотно учился. Для этого необходимо, чтобы то, чему его учат, было понятно и занимательно и соответствовало его развитию.

Мировоззрение Толстого реализовывалось в деятельности Яснополянской школы. Ее работа начиналась в 8 утра по звонку мальчика, ночующего в школе.

Дети постепенно подходили, но с собой они ничего не несли – ни книг, ни тетрадей. Домашние задания не давались. В отчете Толстой писал, что ученикам и в голове нечего нести.

«Никакого урока, ничего сделанного вчера

он не обязан помнить нынче. Его не мучает

мысль о предстоящем уроке. Он несет только

себя, свою восприимчивую натуру и

уверенность в том, что в школе нынче

будет весело так же, как вчера».

На занятия никто никогда не опаздывал за исключением старших ребят, которых иногда задерживали отцы из-за домашней работы. Никаких выговоров за опоздания не делалось. До прихода учителя дети устраивали в классе «кучу-малу» и другие игры. Учитель начинал раздавать книги для чтения, и «куча» постепенно таяла.

Интересно
Дух войны улетает, писал Толстой, а в комнате воцаряется дух чтения. «Чтобы оторвать ребенка от чтения Кольцова, нужно столько же усилий, сколько прежде – от борьбы». Ученики размещались в комнате, кому где нравится.

Они устраивались на лавках, столах, подоконниках, на полу, в большом кресле. Длительность уроков и занятий одним предме- том зависела от свободного желания учеников и учителя.

«Иногда, – писал Толстой, – учитель начинал арифметикой, переходил к геометрии, начинал священную историю, а заканчивал занятие грамматикой».

Перед занятием Законом Божьим и рисованием все ученики собирались вместе. Начиналось всеобщее оживление, возня, крики и внешний беспорядок: тащили лавки из одной комнаты в другую, дрались, отнимали что-то друг у друга, бежали домой за хлебом, делали гимнастику и др.

В таких случаях, отмечал педагог-гуманист, не принуждать учеников к порядку, не усаживать их насильно на место. Они сами успокоятся и настроятся на учебу. Остановить детей физически невозможно. Чем громче кричит учитель, писал Толстой, тем громче кричат ученики. Его крик только возбуждает учеников.

После обеда дети собирались так же, как и утром. Для всех проводились уроки русской или священной истории. Учитель при этом располагался в середине комнаты, а дети размещались амфитеатром на лавках, столах, на подоконниках.

Вечерние уроки отличались от утренних спокойствием, мечтательностью и поэтичностью. Иногда ученики просили учителя повторить ранее слышанную историю. Среди них, вспоминал Толстой, была прошлая жизнь Христа, которую дети просили рассказывать полностью.

Если им рассказывали не все житие, то дети дополняли сами. Они, по словам писателя, очень любили историю отречения Петра и страдания Спасителя.

По вечерам в Яснополянской школе проводились беседы, «постепенное» чтение, физические эксперименты, написание сочинений, пение. Любимыми были чтение и опыты. Работа учеников оценивалась отметками, кото- рые, по словам Толстого, служили для детей оценкой их труда.

Недовольство отметками было только тогда, когда оценка делалась неверно. Если ученик старался, а учитель не заметил этого, то «случалась беда».

Ребенок плакал горькими слезами, пока не добивался от учителя справедливой отметки. «Дурные», но заслуженные отметки оставались без протеста. Послеобеденные занятия заканчивались в 8, 9 часов вечера. Вне школы, отметил Толстой, между учениками и учителем устанавливались

«новые отношения – большей свободы,

бОльшей простоты и бОльшего доверия,

те самые отношения, которые представляются

нам идеалом того, к чему должна стремиться

школа».

В отчете о работе Яснополянской школы за 1862 г. Толстой указывал, что в трех классах преподается 12 предметов для 40 учеников (чтение механическое и постепенное, писание, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, рисование, черчение, пение, математика, беседы из естественных наук, Закон Божий), работают четыре учителя, ежедневно проводится от 5 до 7 уроков.

Учителя составляют дневники своих занятий, которые сообщают друг другу по воскресеньям. После согласования каждый составляет план преподавания на предстоящую неделю. Однако они, отметил педагог-новатор, постоянно не выполнялись, а изменялись сообразно требованиям учеников.

Интересно
Методика обучения в свободной школе в корне отличалась от дидактики задисциплинированных российских училищ. По этому поводу Толстой писал, что учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый удобный для себя способ преподавания.

Однако, подчеркнул Лев Николаевич, способ, удобный для учителя, не удобен для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Так, при обучении чтению каждому ученику разрешались все удобные для него приемы: чтение с учителем, чтение для процесса чтения, чтение с заучиванием наизусть, чтение сообща, чтение с пониманием читанного.

На занятиях использовалась самая разная литература. Однако детям больше нравились книги, изданные о жизни простых людей, написанные на основе устного народного творчества. Это были сказки, легенды, пословицы, стихи, загадки.

С постоянной и новой охотой, отмечал Толстой, читались «Сказания разных народов», пословицы Снегирева, летописи и все без исключения памятники древней литературы. Большой успех в школе и дома имела книга Золотова «Дедушка-рассказчик».

Учителя Яснополянской школы пытались использовать для чтения и религиозную литературу, но безуспешно. В частности, ученики не проявили никакого интереса к «жизни великого святителя Алексия». И тем не менее христианское вероучение имело место при изучении ряда предметов.

В дневнике Яснополянской школы за 1862 г. отмечено, что на уроке писания ученики младшего класса много написали из Священной истории Ветхого Завета. Им, видимо, помогло, как указано там же, вчерашнее чтение по книге Священной истории. Поэтому, как отметил Толстой, ученики и на следующий день с дракой хватались за книгу Ветхого Завета.

Приготовительный класс тоже занимался письмом по Священной истории. Хорошо запомнили последовательность, но имелись грамматические ошибки. Толстой рекомендовал «разнообразить писание: день из Священной истории, другой – разные сочинения, выдуманные самими учениками».

На уроке по Священной истории дети повторяли материал «с Моисея до Давида». Они рассказывали с подробностями, соблюдая последовательность, даже без помощи учителя. При затруднениях сами исправлялись и продолжали повествование.

Религиозная составляющая была и на уроках пения. Однажды, вспоминал Толстой, прошло весело шесть уроков. «Мы спели еще новые аккорды, минорные и переходы в мажорные – “Господи помилуй”, “Слава Отцу и Сыну”».

Вспоминая о преподавании Закона Божия, педагог-новатор писал, что он еще не усвоил своего отношения к церковному учению, не «приписывал важности» предмета, избегал говорить о нем с учениками. Толстой просто читал с детьми библейские истории и евангелие.

Он обращал внимание преимущественно на нравственное учение и искренно отвечал на все задаваемые вопросы. В 1902 г. педагог-мыслитель писал о своем разочаровании в преподавании Закона Божьего в духе церковного учения и об отказе его изучения в Яснополянской школе.

Толстой стал сторонником религиозно-нравственного воспитания и обучения детей в духе «истинного» христианства. За это его резко критиковали.

Невоспитанность образованных людей, писал Толстой, объясняется отсутствием религиозного и нравственного преподавания, наличием суеверий. В основе образования должны быть религия и нравственность. Учитель обязан внушать детям истинно-нравственные убеждения и привычки, основанные на христианских началах.

В ноябре 1907 г. в журнале «Свободное воспитание» была опубликована статья Толстого «Беседы с детьми по нравственным вопросам».

Автор делился опытом преподавания духовно-эстетических норм поведения и жизни. Перед занятиями с детьми педагог-гуманист тщательно подготовил материал к беседам. Он собрал определения нравственных истин, выраженных разными мыслителями, и изложил их доступным для детей языком.

Все моральные истины Толстой сгруппировал в 19 главных отделов: Бог; Жизнь в воле Бога; Человек сын Бога; Разум; Любовь; Совершенствование; Усилие; Мысли; Слова; Поступки-дела; Соблазны внутренние; Соблазны внешние; Смирение; Самоотречение; Непротивление; Жизнь в настоящем; Смерть; Жизнь-благо; Вера.

Таких нравственных истин, писал Толстой, набралось более 700 и «если расположить их по дням, то на каждый день придется по две». В статье автор привел образцы бесед. Каждая из них начиналась ярким примером из жизни, а затем следовал назидательный вывод.

Так, например, раскрывая содержание первого отдела, педагог-новатор повествовал о жизни рыбы в воде. После рассказа он делал заключение: «Мы живем в Боге и Богом, и только что уйдем от Бога, сейчас нам так же плохо, как рыбе без воды».

В кратком изложении истины были сформулированы следующим образом:

  1. Бог является верным товарищем. Это значит желать того, что он хочет, и не желать того, чего он не хочет; понять его законы и следовать им.
  2. Чем больше человек понимает в себе дух божий, чем больше признает свою сыновность к Богу, тем больше он приближается к Богу и к истинному благу.
  3. Если разум не помогает доброй жизни, это не настоящий разум. И если жизнь не помогает разуму, то это не добрая жизнь.
  4. Слово – великое дело. Как небольшой огонь может сжечь целые деревни, так и от одного слова может сделаться большое несчастье…
  5.  Христос сказал: «Не только не делай другому того, чего себе не хочешь, но делай другому то, чего себе хочешь, – поступай по любви»…
  6. Если со злыми людьми будешь такой же, как они, то сделаешься скоро злым и с добрыми людьми…
  7. Непротивление злу злом есть единственное средство победить зло. Только оно одно убивает злое чувство и в том, кто сделал зло, и в том, кто понес его…
  8. Смерть страшна только тому, кто живет только телом.
  9. Истинное благо дает только исполнение воли Бога, Бог не враг нам, он поступил с нами как добрый отец. Он не дал нам только того, что не может дать нам блага.
  10. Разумный человек видит то, что едино во всех верах, глупый же видит только то, что в них разное.

В сентябре 1909 г. Толстой опубликовал статью «В чем главная задача учителя», где описал свой опыт по изучению с детьми Священного Писания. Он «прочитывал ученикам из Евангелия Матфея гл. XXII». Затем говорил, что в ней содержатся две заповеди Иисуса: возлюби Господа Бога, возлюби ближнего твоего как самого себя.

В этих заповедях, констатировал Толстой, содержится весь Закон Бога. Исполняющие его будут хорошо жить на свете, не исполняющие – плохо. Исполнять заповеди, отмечал педагог-новатор, сначала кажется очень трудно. Каждое дело, писал педагог-гуманист, делается с трудом, и этому надо учиться.

Для того, чтобы исполнять эти заповеди, надо помнить четыре вещи:

  • помнить про Бога и его Закон, как наедине, так и с людьми;
  • не злиться на людей, не браниться, не ругаться, не осуждать, не думать худого о людях;
  • жалеть тех, кто несчастен, не только людей, но и животных, не мучить их, а помогать им;
  • ничего не делать заглушающего совесть, т.е. памятование о Боге и его законах.

Во-первых, чтобы помнить о Боге, говорил Толстой, надо чаще молиться и не только в храме, не только утром и вечером, но и среди дня.

Особенно это необходимо при болезни и возникших трудностях. Надо вспомнить о Боге и сказать про себя молитву: «Господи, помоги! Помоги мне, чтобы не ошибиться, не сказать плохого!» После молитвы, отметил Толстой, трудности облегчатся, а от дурного человек воздержится.

Во-вторых, на что надо обратить внимание, это сдерживать себя в сложных ситуациях. Не давать воли рукам, не драться; не давать воли языку, не ругаться, особенно дурными словами. Надо приучаться и за глаза не осуждать людей. «А то мы их судим, а они нас судят и добра от этого никакого, а только нелюбовь друг к другу».

В-третьих, отметил Толстой, следует жалеть людей не только когда они мучаются, но и просто помогать, особенно беспомощным детям, старым, убогим. Надо жалеть всех животных, а не мучить или убивать их для своей забавы. «Перестанешь жалеть скотину, зверей – перестанешь жалеть и людей». От этого огрубеет сердце и исчезнет самый дорогой дар на свете – чувство любви.

В-четвертых, писал Толстой, не заглушать в себе память и разум табаком и водкой. Баловство с подражанием старшим приводит к привыканию к зельям. Поэтому следует смолоду отречься от табака и вина. Они заглушают «памятование о душе, что дороже всего в человечестве». Пьяный и обкурившийся человек, отметил писатель, делает то, чего бы не сделал со свежей головой.

Общаясь с детьми постарше, Толстой говорил им о том, чтобы они «береглись от всяких дурных шуток с девушками». «Помните, что все они как сестры. Только после женитьбы одна из сестер станет женою на всю жизнь».

«От Бога вложили в душу и мальчиков и девочек

стыд перед этими делами и что стыд этот

надо беречь и не позволять себе ничего

такого, от чего стыдно».

В декабре 1872 г. Толстой издал «Азбуку», учебник для начальной школы, состоящую из 4 книг. Цель ее, как отметил автор, – служить руководством при обучении русских учеников чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике.

Наряду с этим учебник решал и задачи духовно-нравственного воспитания. В первой книге помещались молитвы: молитва Господня, Символ веры, десять заповедей, чудеса и притчи Христовы, чудесная деятельность апостолов. В других книгах «Азбуки» имелись церковные тексты, отрывки из Библии, Нестеровой летописи, тексты молитв.

В учебник Толстой поместил отрывок из Четьи-Минеи (книги житий святых православной церкви); предложил рассказ о сотворении мира; поместил отрывок из Евангелия от Матфея о любви к Богу и к ближнему; представил «Житие Сергия Радонежского» и «Слово о гневе».

Азбука содержала многочисленные воспитательно-назидательные пословицы и поговорки с «зарядом» духовно-нравственного потенциала:

  • Без Бога ни до порога, а с ним хоть за море.
  • Никто не может, так Бог поможет.
  • На Бога надейся, сам не плошай.
  • Голенький ох, а за голеньким – Бог.
  • Рад бы в рай, да грехи не пускают.
  • Дитя падает – ангел перинку стелет.
  • Материнская молитва со дна моря поднимает.
  • Не рой другому яму, сам упадешь.
  • «Что безызвестно?» – Божья воля.
  • Рассыпался горох на четырнадцать дорог (народ из храма) и другие краткие народные выражения.

«Азбука» Толстого стала этапным явлением в развитии отечественной учебной и детской художественной литературы. В то же время она отражала и духовные истоки русского народа – православную культуру. И, тем не менее, «Азбуку» подвергли суровой критике, что стало полной неожиданностью для ее автора. Сам Толстой был уверен в высоком качестве учебного пособия.

«Я вполне убежден, что «Азбука» моя необыкновенно хороша, и ее не поняли». Затем Толстой согласился с критическими замечаниями и в мае 1875 г. издал «Новую азбуку», переработанную и дополненную. В ней так же, как и в первом издании, содержались отрывки из Несторовой летописи, из Четьи-Минеи и книги Бытия.

Интересно
Автор поместил туда славянскую азбуку и православные молитвы: «Царю Божий», «Присвятое», «Отче наш», «Благоро- дице Дево», «Достойно есть», молитва перед обедом и после, перед учением и после него. В «Новую азбуку» вошли Символ веры и десять заповедей.

Учебное пособие объемом в 92 стра- ницы содержало не только миниатюры религиозного жанра, но и светские рассказы, басни и другие литературные произведения. Они отличались простотой и выразительностью. «Новая азбука» выдержала до 30 переизданий. По ней учились миллионы русских детей.

Таким образом, Л.Н. Толстой вошел в историю отечественной педагогики как выдающийся педагог-новатор и гуманист, умело интегрировавший светское и религиозное в обучении и духовно-нравственном воспитании. Его теория и практика – это христианская педагогика, направленная на формирование творческой и свободной личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)