Мировоззрение К.Д. Ушинского

Научная педагогика Ушинского основывалась на его философских и общественно-политических воззрениях. В дореволюционных исследованиях мировоззрение педагога-классика толковалось с разных позиций, в разных направлениях.

Одни считали его последовательным идеалистом (М. Рубинштейн), упрекавшие Ушинского в частом употреблении цитат из работ Фихте.

Другие (И. Скворцов, В. Гольцов) считали педагога-демократа не просто идеалистом, но еще и непоследовательным во взглядах. Они рассматривали философию Ушинского как дуалистическую двойственность. Некоторые из толкователей критиковали его как материалиста.

Так, профессор М. Владиславлев указал, что «Человек как предмет воспитания» написан с большим знанием дела и глубоким изучением литературы. Автор знаком с трудами по английской школе, в частности, с работами Бэна, Рида, Милля; с трудами немцев – Бэнеке, Гербарта, Лотца и Фихте.

Представители церковной мистики (Филонов, Радонежский и др.) нападали на Ушинского с позиций клерикализма, объявляя его «материалистом-нигилистом». Они составляли на педагога-классика гнусные доносы как об атеисте, как о неблагонадежном человеке и т.п.

Радонежский и Филонов подчеркивали игнорирование религиозных материалов в учебниках и требовали изъять из школ «Родное слово».

Исследователи советского периода акцентировали внимание на месте, времени и обстоятельствах жизни Ушинского. Он жил в период борьбы двух противоположных укладов общественно-экономической жизни в России.

На смену крепостнической системе шла новая форма производственных отношений. Влияние эпохи нашло свое отражение и в мировоззрении Ушинского.

Педагог-классик свободно владел английским, французским и немецким языками; основательно усвоил труды всех знаменитых философов и направлений: Аристотеля, Бэкона, Декарта, Спинозу, Локка, Юма, Канта и др.; знал работы французских просветителей: Руссо, Гольбаха, Дидро, Ламетри и др.

Изучая их труды, Ушинский, прежде всего, искал ясные ответы на самые важные жизненные вопросы философии: что такое мир, куда идет жизнь, каково отношение человеческого сознания к бытию и др.

Он пришел к мысли о вечном движении, являющегося всеобщим принципом существования мира. Ушинский приблизился к классикам русской философии 60-х гг., считавшим, что непрерывное изменение является общим законом, которому подчинено развитие всего материального и нравственного мира.

Такое понимание движения привело Ушинского к большим сомнениям и нередко к рассуждениям о Боге в духе «стыдливого материализма».

В мировоззрении Ушинского имел место религиозный элемент. Он, являясь верующим, в своих ранних работах рассматривал мир как создание Бога.

Христианскую религию Ушинский считал основой человеческой морали вообще и воспитания в частности. Он утверждал, что «древнеправославная религия, с ее всемирно-историческим значением, религия, превратившаяся в плоть и кровь народа, – вот что должно проявляться в народности русского воспитания».

Интересно
Церковь Ушинский рассматривал как единственную надежную опору и идейного и организационного руководителя народной школы. Духовное лицо может заведовать и народной школой при условии, чтобы человек был истинным христианским воспитателем, истинным педагогом по призванию, по цели, по занятиями и по искусству.

Накануне падения крепостного права «Журнал Министерства народного просвещения» опубликовал статью Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860 г.).

Автор воспевал труд свободный от принуждения и эксплуата- ции, показывал неисчерпаемые возможности освобожденного труда для воспитания, для нравственного развития и морального совершенствования человека. Ушинский рассмотрел труд как источник человеческого достоинства и счастья. Педагог-демократ предложил свое определение предмета статьи:

«Труд, как мы его понимаем, есть такая

свободная и согласная с христианской

нравственностью деятельность человека,

на которую он решается по безусловной

необходимости ее для достижения той или

другой истинно человеческой цели в жизни».

Без личного труда, подчеркнул Ушинский, человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Свою мысль он подтвердил словами Господа человеку, оставляя его за вратами рая и открывая пред ним широкую дорогу: «В поте лица твоего снеси хлеб твой».

Без труда, писал Ушинский, невозможно и семейное счастье. Муж есть хозяин и кормилец, а жена его помощница. Так, подчеркнул автор, сказано в Библии, где Господь назначает жену помощницей мужа.

Размышляя о роли труда в жизни человека, Ушинский писал, что не трудится продавец, надувающий покупателя, чиновник, берущий взятки, скряга, набивающий свой сундук деньгами. Их счастье и нравственное достоинство распространяется по мере увеличения богатства. Деньги, нажитые нечестным трудом, как отметил ученый, впрок не пойдут.

В 1860 г. Ушинский опубликовал статью «О нравственном элементе в русском воспитании», где сделал оценку религиозного элемента и православия в русском воспитании.

Он указал на первых святых подвижников христианской истины, смело углубляющихся со своими проповедями в глушь болот и лесов, «полагая в души языческих племен святые семена».

Под влиянием проповедей и подвижнической жизни христианские элементы срослись в душе русского народа с его славянским характером.

Единственная идея, на которой может основываться истинное христианское воспитание, подчеркнул Ушинский, это житейский наказ родителей. Своему сыну следует сказать:

«Служи идее христианства, идее истины

и добра, идее цивилизации, идее государства

и народа, хотя бы это стоили тебе величайших

усилий и пожертвований, хотя бы это навлекло

на тебя несчастье, бедность и позор, хотя

бы это стоило тебе самой жизни».

Когда родители заставляют детей молиться, писал педагог-демократ, то при этом прибавляют: молись и будешь счастлив. Они имеют в виду, что ребенок будет здоров, умен, богат, в чинах и т.д. Однако родители забывают, как отметил Ушинский, евангельские слова о том, что всех благ ищут язычники. Христианское понятие о счастье навсегда отделено от языческого.

В 1861 г. Ушинский опубликовал статью «Воскресные школы», в которой оценил эти учебно-воспитательные учреждения как замечательное и отрадное явление русской жизни.

В статье раскрыты взгляды ученого на первоначальное обучение применительно к условиям деятельности воскресных школ; на теорию формального и материального образования; связь обучения с трудом, распространение образования и грамотности; на теорию развивающего и воспитывающего обучения.

Автор предложил программу обучения в воскресной школе, представляемую в виде познавательных бесед. Среди них события из русской истории, физические явления, главные породы животных; занятия арифметикой, рисованием; знакомство с различными ремесленными произведениями, ознакомление с важнейшими техническими изобретениями.

На первое место Ушинский поставил беседы о главнейших событиях ветхозаветной истории, главные и второстепенные события евангельской истории и Церкви, главнейшие нравственные обязанности каждого человека. Советские ученые обвинили Ушинского в либеральных и религиозных воззрениях на сущность воскресных школ.

Однако педагог-демократ заметил, что общеобразовательные школы для взрослых могли бы служить устранением классовых антагонизмов, а деятельность правительства и Церкви будет отвечать интересам народного образования. В конце 60-х гг. Ушинский изменил свой взгляд на воскресные школы.

В «Программе педагогики для специальных классов женских учебных заведений» в разделе о духовных явлениях Ушинский особо выделил религиозное чувство.

Он кратко обозначил темы изучения: «Психические основы стремления к божеству. Его врожденность в каждой человеческой душе. История развития этого чувства в душе человека. Условия, способствующие и противодействующие развитию религиозного чувства».

Интересно
«Программа педагогики» была одной из последних работ Ушинского, ее опубликовали в 1870 году. К этому времени в мировоззрении автора произошла переоценка ценностей, и поэтому Ушинский предложил духовным лицам, преподающим Закон Божий, ограничиваться только изложением «мер правильного развития вообще религиозного чувства».

В более поздних работах, по признанию автора, неразгаданные загадки Бога больше его не занимают. Объясняя происхождение религии с исторической точки зрения, Ушинский писал: «Как бы кто ни смотрел на христианскую религию, но наука не может на нее смотреть иначе, как на историческое явление, возникшее из потребности свойства души человеческой».

Это умозаключение педагог-классик повторил в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания». Размышляя о рассудке и душе, Ушинский ссылался на психологическую основу евангельского изречения «Ищите, прежде всего, царства Божия, а все остальное приложится вам».

Евангельские слова, заметил автор, можно отнести не только к апостолам, к отдельному человеку в его жизни, но и «ко всему – человеческому в его историческом развитии». Большое значение в воспитании Ушинский придавал изучению естествознания как первоисточника материалистических убеждений, «творцу природы и души человеческой». Оно является источником истины.

«Языческий бог обманывает, хитрит,

притворяется, потому что он сам –

создание человеческого воображения;

христианский бог – сама истина.

Пусть воспитатель заботится только

о том, чтобы не давать детям ничего,

кроме истиных».

В проекте программы для женских учебных заведений Ушинский отметил, что религия основана не только сверхъестественным откровением, но и человеческой душой.

С этой точки зрения на нее должны взглянуть педагог и психолог. Догматическое изложение правил учения религии нужно предоставить специалистам в богословии. Психология и педагогика касаются христианства из потребности человеческой души, которая является христианской.

Вероучение, по словам Ушинского, удовлетворяет всеобщую потребность человека. Религия, по мысли российского ученого, является историческим явлением, таким же, как и само человечество, и поэтому должно входить в педагогический и психологический курс.

Педагог обязан показать психологические основы религиозного чувства, историю его развития и явления, его задерживающие. При этом, подчеркнул Ушинский, следует указать на те крайности, в которые впадает человеческая душа; показать крайности грубых предрассудков или бессмысленного неверия, если не удовлетворяется врожденная потребность религии.

Она есть историческое явление. Все религиозные системы, писал педагог-демократ, не только возникали из потребностей человеческой души, но и были как бы своеобразными курсами психологии. Без помощи религиозных систем, отметил Ушинский, мы не можем объяснить общечеловеческой психологии, ее имен и заблуждений.

В евангельском учении скрываются великие психологические истины. Они распространялись вместе с посланиями апостолов. Поэтому фактическая наука, как заметил ученый, может объяснить «умягчающее, гуманизирующее влияние евангелического учения».

Евангелие являлось более читаемой книгой, которая слушалась и обдумывалась. Евангельская психология, писал Ушинский, сделалась общим достоянием всего об- разованного христианского мира.

В раздел «Религия как историческая форма функционирования человеческой психики» автор включил такие параграфы, как Бог – совесть человека; Вера в Бога; Вера и врожденные идеи; Формы и содержание христианской религии. Христианство. Если человек боится Бога, отметил Ушинский, то он не боится ничего на свете кроме своей совести. Она становится для человека голосом Божьим, источником мудрости, т.е. нравственности или высшей практической мудрости.

Пренебрегающие библейскими изречениями, писал он, грозятся задать детям страху, прикрывая свое неумение сдерживать гнев и беспомощность.

«Такие воспитатели внушают детям

не страх Божий, а страх учительский,

из которого родятся ложь, притворство,

хитрость, трусость, рабство, слабость,

ничтожество души, – а не премудрость».

После философских рассуждений и критики А. Бэна, видного английского психолога, Ушинский сделал вывод, что школа не проповедница религии. Настоящая прогрессивная школа, писал он, менее всего противоречит частным принципам православной религии.

Последняя имеет историческое основание и обращена к чувству человека. Размышляя о духовно-религиозном воспитании, педагог-демократ пришел к выводу о недопустимости к воспитанию людей, не имеющих религии и не чувствующих ее.

Евангелие, отметил Ушинский, действует на десятилетнего ребенка. Видимо, это он сам испытал в детском возрасте. Служение, праздники и обряды укрепляют гражданскую веру. Не надо издеваться над религиями, писал ученый, ибо всякое религиозное чувство выше всех остальных и само по себе почтенно.

В этом отношении русские счастливы, т.к. их религия соответствует самым высоким требованиям воспитания. Ее характеризуют историческая верность, терпимость, вера в провидение и в свободу воли, отсутствие загробных мечтаний, «отсутствие непогрешимости главы и т.д.».

В православии Ушинский видел единственную религию, которая может стать религией великого и образованного народа, быстро и неуклонно идущего по пути общей европейской цивилизации. Православие сохранило нерушимо не только общие основные истины христианства, но и свои древние формы.

Мировоззрение Ушинского отличалось широтой взглядов и стремлением к познанию сущности общественных явлений. Одним из предметов его внимания было социально-политическое состояние России.

Педагог-классик являлся сторонником капиталистического пути развития России, подмечал, что для этого необходимы свободный рынок и свободная торговля, способствующие беспрепятственному развитию производительных сил.

Он с радостью и даже с детской искренностью встретил отмену крепостного права. Однако его оптимистическое настроение сменилось глубоким разочарованием, когда он узнал, что крестьяне получили землю, но не могли создать свое фермерское хозяйство.

Он настаивал на участии народа в политической жизни государства. Хозяйство страны должно служить интересам людей. Если этого нет, а имеется лишь безумный проект, то рано или поздно обломки его раздавят самого составителя.

Интересно
С особой осторожностью, подчеркнул Ушинский, следует относиться ко всякого рода преобразованиями в государстве. Правительство глубоко связано с жизнью народа, и поэтому любые перестановки и реформы с особой чувствительностью отзываются на хозяйственной деятельности трудящихся.

Законодатель должен предвидеть последствия своей правовой деятельности. При реформациях следует не только научно прогнозировать явления, но и объяснить их причины, возможность воздействия на них.

Ушинский указывал, что требуются обширные расчеты при наложении прямых и косвенных налогов. Последние попадают в живую и развивающуюся сферу хозяйственной деятельности народа. Они, по мысли ученого, могут значительно изменить назначение налога и придать ему совершенно противоположный смысл.

Основатель научной педагогики весьма убедительно выступил в защиту принципа народности в образовании. Это первоначало в педагогике Ушинского строится на трех основаниях.

Во-первых, на исторической жизни и его любви к отечеству. Каждому народу суждено играть в истории особую роль. Народ без народности, писал ученый, – тело без души, которому остается только подвергаться закону разложения и уничтожаться в других телах, сохранивших свою самобытность.

Как нет человека без самолюбия, отметил Ушинский, так нет человека без любви к отечеству. Такая любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.

Всякая историческая народность, по мысли педагога-демократа, есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остается только «черпать из этого богатого и чистого источника».

Во-вторых, основанием является и христианство. Оно есть идеал совершенства. Древняя православная религия, отметил он, с ее всемирно-историческим значением превратилась в плоть и кровь народа. Перед ним преклоняются все народности.

О том, каким должен быть человек, заметил Ушинский, хорошо сказано в Божественном Писании, и воспитанию остается только «в осно- ву всего вкоренить вечные истины христианства».

«Оно дает жизнь и указывает высшую

цель всякому воспитанию… каждого

христианского народа к источникам

всякого света и всякой истины. Это

неугасимый светоч, идущий вечно,

как огненный столб в пустыне».

Всякое общественное воспитание, по мысли Ушинского, должно быть христианским, т.к. оно является одним из главнейших элементов образования у новых народов. В-третьих, две основы дополняются еще одной – наукой.

Истинная добросовестная наука, отметил педагог-классик, независимо от верования ученого найдет возможность построить народное образование на прочной основе нашей народной религии.

Наука будет ей дорожить как неисчерпаемым и еже существующим источником нравственного и умственного развития, «дорожить этой исторической основой, столь же христианской, человеческой и художественной, сколько и народной».

Интересно
Народная религия и русская народность в мировоззрении Ушинского есть «родимая грудь», соединяющая каждого человека, проживающего даже в самом отдаленном уголке «неизмеримой» отчизны. Религия и народность, отметил он, соединяет нас с давно отжившими и грядущими поколениями, со всем тем, что дает нам прочное историческое, а не эфемерное существование.

Развитие сознания, отметил Ушинский, входит в главнейшие цели воспитания, а истины науки есть орудие для этого развития. Следует вести борьбу против «пересаживания» европейских наук на русскую почву. Педагог-классик твердо стоял за самобытное процветание русской земли, но в то же время он не замыкался в узко националистический круг.

Ушинский предостерегал науку от необоснованного использования народности в обработке полученных результатов иссле- дования. Наука, по словам педагога-классика, должна принимать только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого мышления.

  • Все эти качества следует воспитывать и формировать в детях на основе принципа народности, сущность которого заключается в следующем:
    • воспитание должно быть целиком передано народу и охватывать все подрастающее поколение в порядке обязательного обучения;
    • воспитание должно давать детям реальное образование и готовить их к жизни и труду;
    • обучение должно осуществляться на родном языке, т.к. ему принадлежит центральное место в формировании человека;
    • в детях необходимо формировать высокой морали, трудолюбия, честности, правдивости, любви к родине, любви и уважения к человеку;
    • женщине нужно обеспечивать равное с мужчиной воспитание и образование;
    • нельзя допускать заимствование и внедрение в практику иноземных педагогических систем без их критической переработки.

Первой и основной задачей воспитания, считал Ушинский, является приготовление к труду в жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны и физически здоровы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)