Особенности рынка

Россия – крупнейший в Европе розничный рынок с 144 миллионами потребителей. Но прогнозы развития рынка пессимистичны. Главная причина – сдержанные прогнозы по потребительскому спросу. Снижение покупательной способности напрямую влияет на продажи в розничной торговле.

Интересно
Несмотря на прогнозируемый спад потребительской активности, российский сектор розничной торговли обладает также и потенциалом для роста: в частности, за счет супермаркетов в жилых районах. В отличие от оптовых рынков на окраинах городов, покупатели могут легко добраться до этих магазинов пешком и не нуждаются в транспорте.

С помощью бонусных систем и персонализированных программ лояльности розничные сети также могут обращаться к своим клиентам индивидуально и тем самым удерживать их в качестве постоянных клиентов.

Розничная торговля имеет большое социальное значение для общества. Большая часть населения совершает покупки несколько раз в неделю. Это объясняется не только ежедневной потребностью в продуктах питания и товарах первой необходимости, но и коротким сроком хранения большинства продуктов.

По этой причине хорошо функционирующая и широко разветвленная сеть розничных магазинов имеет жизненно важное значение для выживания общества с преимущественно городским населением.

Динамика реструктуризации розничного рынка в России неоднозначна. Переход от плановой экономики к рыночной преобразовал большинство розничных компаний в частные предприятия. Однако с 2000 года наблюдается тенденция к консолидации рынка через формирование и расширение филиальных сетей.

Расширение компаний сокращает текущие затраты, что положительно сказывается на рентабельности и эффективности. С другой стороны, небольшие компании с меньшей долей рынка находятся под давлением. Это также затрудняет выход новых компаний в розничный сегмент. Государственному регулированию должна быть отведена дополнительная роль, цель которой должна заключаться в стимулировании конкуренции.

Интересно
Принимая во внимание вышеуказанные эффекты, темпы роста замедляются, а привлекательность российского розничного рынка снижается. Важными индикаторами этой тенденции являются данные о развитии розничного рынка. При этом, помимо роста продаж, учитываются также количество и качество торговых площадей.

Снизились также показатели насыщения рынка. Снижение вероятности успешного выхода на российский рынок новых игроков и сравнительно высокий уровень коррупции (по сравнению с западными ритейлерами, ведущих свою деятельность в развитых странах) еще больше снижают привлекательность российского розничного рынка.

Специфика российского рынка розничной торговли заключается в его географической дифференциации. Это видно из статистики оборота на душу населения в разрезе федеральных округов. Если оборот на душу населения в 2019 г. в Северо-Кавказском федеральном округе составлял 164,3 тыс. руб., то в Центральном федеральном округе – 296,4 тыс. руб. То есть разница между оборотом наиболее «слабого» и наиболее «сильного» региона составила более 80%.

Ретроспективный анализ периода с 2015 по 2019 гг. показывает, что эта тенденция остается неизменной. Эта разница в социальном и экономическом развитии разных регионов оказывает негативное влияние на развитие розничного рынка. Таким образом, большая часть торговых площадей сконцентрирована в регионах с высоким спросом.

На рисунке 7.2 приведена структура розничного рынка в Российской Федерации:

Особенности рынка

Розничные сети делятся на две категории, региональные и федеральные, в зависимости от их географического распространения. Охват региональных сетей как правило ограничен одним или несколькими соседними регионами.

Федеральные сети, с другой стороны, имеют более широкий охват и филиалы во многих регионах страны. К независимым операторам относятся независимые компании, которые не управляют розничными сетями, даже если у них имеются несколько филиалов.

Различают следующие типы торговых точек:

  • гипермаркеты / cash&carry,
  • супермаркеты,
  • дискаунтеры,
  • магазины у дома,
  • другие форматы (ярмарки, киоски и т.д.).

Помимо общей тенденции увеличения доли торговых сетей в общем обороте розничного рынка, следует отметить всевозрастающее влияние наиболее крупных сетей. Эта тенденция может быть объяснена тем, что компании с большой долей рынка могут устанавливать более выгодные цены, что дает им преимущества перед более мелкими конкурентами.

Анализ критериев, на которые ориентируются конечные потребители (представленных на рисунке 7.3) при совершении покупок показывает, что важнейшим приоритетом является близость магазина к собственному дому и низкие цены.

Особенности рынка

Высокое качество товаров важно для более чем 40% респондентов. Большинство покупателей отдают предпочтение сетевым магазинам, так как они предлагают продукты, как правило, по более низким ценам. Также акции, регулярно проводимые сетевыми ритейлерами, повышают лояльность клиентов. Тем не менее, многие покупатели жалуются на низкое качество продукции в торговых сетях.

В принципе, приоритетность требований заказчика может быть определена в следующем порядке: разнообразие ассортимента, качество продукции, доступные цены. Розничные сети наилучшим образом способны удовлетворить интересы покупателей благодаря соотношению цена-качество и широкому ассортименту.

Из опроса участников рынка можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на российский розничный рынок:

  • административные барьеры: бюрократические барьеры и региональная дифференциация административных органов.
  • рост конкуренции,
  • барьеры, связанные с инфраструктурой,
  • законодательство.

Региональная администрация имеет право принимать дополнительные правила и нормы, которые могут создавать дополнительные трудности для участников рынка. Самым большим тормозом для оппонентов часто является требование осуществлять закупки продукции на местах, т.е. по географическому признаку.

Проблема здесь заключается в том, что местные поставщики часто не соответствуют требованиям к качеству и не обладают необходимой надежностью поставок. Это снижает эффективность и прибыльность компаний.

Розничная торговля в России является одной из самых быстрорастущих отраслей и характеризуется высокой рентабельностью. Это способствует усилению конкуренции. При этом компании конкурируют в основном по трем направлениям: привлечение покупателей, лучшее местоположение и торговые площади, и персонал.

Особенно остро ощущается нехватка торговых площадей и рост арендных ставок в крупных городах, таких как Москва. Во всех крупных торговых сетях для решения этих проблем работают специальные отделы.

Кроме того, отрасль жалуется на неразвитую инфраструктуру, что отражается в нехватке и плохом качестве дорог. В результате многим компаниям приходится иметь дело с задержками поставок и более длительными сроками доставки. Размытость ряда законодательных норм также благоприятствует созданию бюрократических препятствий в соответствующих областях, подлежащих регулированию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)