Перспективы развития рынка ритейла и приоритеты Х5 Retail Group

Стратегическую цель компании можно определить как стремление стать признанным лидером российского рынка продуктовой розницы, достигнув 20%-ной доли рынка к 2029 году. В таблице 7.7 представлены данные по рыночным долям компании X5 Retail Group и ее конкурентов в период с 2015 по 2019 гг.

Перспективы развития рынка ритейла и приоритеты Х5 Retail Group

На конец 2019 года доля Х5 Retail Group на российском рынке составляла 11,5%. При этом в планах компании достичь уровня продаж через цифровые каналы в 50% к 2029 году. Одним из факторов, влияющих на бизнес розничной торговли, является меняющаяся демографическая ситуация в России. Доля лиц старше 60 лет растёт на 2-3% в год, в то время как доля лиц в возрасте 20-29 лет уменьшается на 6% в год. Это может привести к увеличению доли клиентов, которые чувствительно реагируют на повышение цен.

В дополнение это может также способствовать росту популярности небольших магазинов, расположенных недалеко от дома. В ответ на это X5 Retail Group планирует дальнейшее расширение формата “магазинов у дома” и сосредоточение внимания на пожилых клиентах и женщинах с детьми.

Также на развитие бизнеса влияет снижение доходов потенциальных клиентов. В будущем у клиентов будет развиваться более высокая чувствительность к изменениям цен и более рациональный подход к затратам, поскольку распространение коронавируса уже привело к сокращению доходов многих потребителей или же задержкам при выплате заработной платы.

Соответственно, клиенты начинают уделять больше внимания ценам и искать лучшие предложения. В результате ожидается рост популярности дискаунтеров и продуктов в нижнем ценовом сегменте. Обусловленное этим снижение рентабельности приведет к необходимости сокращения операционных расходов. Стратегия Х5 Retail Group для этого включает в себя постоянное совершенствование ценностного предложения и расширение рекламной деятельности.

Еще одним немаловажным фактором является растущая конкуренция. Стагнация оборота из-за потери доли рынка, а также потенциальное снижение рентабельности в результате конкуренции могут также привести к необходимости сокращения операционных расходов.

Контрмеры со стороны компании включают усиление ее присутствия в регионах с оптимальным соотношением цены и качества для жителей небольших населенных пунктов, разработку и внедрение новых концепций для региональных супермаркетов и эффективная ГИС-система поиска оптимального расположения точек продаж.

Нельзя недооценивать и распространение новых технологий. Растущая популярность интернет-магазинов снижает количество покупателей в оффлайн-магазинах. Прозрачность ценообразования способствует росту конкуренции. Но возможность обрабатывать большие объемы данных также открывает дополнительные возможности.

Анализ поведения клиентов позволяет повысить качество обслуживания и разработать индивидуальные подходы. Кроме того, компания планирует расширить собственный интернет-магазин, дальше развивать бонусные программы и использовать передовые аналитические методики.

Еще одним фактором, который оказывает непосредственное влияние на магазины розничной торговли, является ужесточение мер по регулированию рынка, изменения в законодательстве о розничной торговле, EGAIS и другие системы контроля, а также международные санкции.

Это ведёт к дополнительным затратам и, как правило, к снижению рентабельности, что влечёт за собой уменьшение ассортимента и рост цен. Усиление саморегулирования, ввод чистых закупочных цен и стратегического партнерства с поставщиками должно снизить затраты и противодействовать снижению рентабельности.

Что касается доходности акций, дивиденды по ГДР компании X-5 Retail Group за 2018 год составили 92,06 рубля. Общая сумма выплаченных дивидендов составила 25 млрд. рублей, или 87,3% консолидированной чистой прибыли.

Исходя из цены закрытия ГДР в 24,78 рубля и курса 56,79 рубля за 1 доллар США за январь 2018 года, это дает доходность акций в 6,54% за 2018 год. Дивиденды по ГДР за 2019 год составили 110,47 руб. Общая сумма выплаченных дивидендов составила 30 млрд. рублей, или 115,8% чистой прибыли по МСБУ. Исходя из цены закрытия ГДР 34,50 рубля и курса 64,73 рубля за 1 доллар США за январь 2019 года, доходность акций за 2019 год составила 4,95%.

На рис. 7.6 представлена динамика курса ГДР компании в период с 2015 по 2020 гг.

Перспективы развития рынка ритейла и приоритеты Х5 Retail Group

Снижение доходности можно объяснить следующим образом. ГДР X5 Retail Group торгуются в долларах США. Таким образом, курс доллара США к российскому рублю играет существенную роль в оценке цены акции и доходности. В долгосрочной перспективе наблюдается стабильный тренд стоимости акций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)