Роль бизнес-моделирования в поступательном развитии современных ТНК

Целью каждой коммерческой компании, и, в частности, ТНК, является получение прибыли и удовлетворение интересов акционеров. Дабы достигнуть поставленной цели необходимо обладать определенными преимуществами перед конкурентами, поскольку именно конкурентоспособность выступает залогом органичного развития.

Рыночная ситуация и масштабы конкуренции меняются не только в связи с переходом на новую стадию жизненного цикла, но и под влиянием движущих сил конкуренции. Движущими силами конкуренции являются основные группы влияния, условия и факторы, непосредственно определяющие уровень конкурентоспособности организации на рынке.

Очевидно, что факторов, способствующих повышению конкурентоспособности ТНК достаточно большое количество, и каждый из них заслуживает особого внимания. В данной главе сделан упор именно на разработку бизнес-моделей, которые приведут к поставленной компанией цели, а также на инновационных, цифровых и технических факторах, которые вызваны 4-ой промышленной революцией, поскольку, по мнению автора, именно они отвечают за 80% успеха в работе ТНК.

Бизнес-модель описывает согласованность стратегических решений, которая облегчает управление процессами и отношениями, создающими ценность как на операционном, так и на тактическом и стратегическом уровнях организации.

Бизнес-модель – это прежде всего платформа, которая объединяет ресурсы, процессы и непосредственно предоставление услуги, что приводит к тому, что компания становится прибыльной в долгосрочной перспективе.

Развитие доступности и универсальности информационных технологий за последние десятилетия позволяет компаниям получить доступ к новым ресурсам и переосмыслить свои бизнес-модели таким образом, чтобы они могли быстро и эффективно реагировать на изменяющиеся потребности клиентов.

В связи с этим в данной главе подробно анализируются две концепции бизнес-моделей: концепция Agile и Lean Startup. Однако сначала целесообразным представляется проанализировать степень влияния четвертой промышленной революции на сферу экономики.

Интернет коммерция в настоящее время являются наиболее распространенной среди ключевых технологий, обеспечивающих цифровую трансформацию. Лидером в данной сфере являются США, доля электронной коммерции в глобальных продажах данной страны составляет 34%, и доля в ВВП США данного показателя равна 42%.

Это составляет почти половину всего ВВП страны, тем самым данный факт отображает огромную значимость технологий и инноваций. Необходимо также отметить, что еще большую долю в ВВП электронная коммерция занимает в азиатских странах: в частности, в Японии (66%) и Республике Корея (84%).

На рис. 5.1 представлена динамика объемов продаж в сфере электронной коммерции сегмента B2C в период с 2014 по 2018 гг.

Роль бизнес-моделирования в поступательном развитии современных ТНК

Необходимо отметить, что за анализируемый период указанный показатель активно растет. Пик тенденции к росту зафиксирован в 2018 году (4390 млрд. долл. США). В процентном выражении рост составил 57% в 2018 году по отношению к 2017 году. В таблице 5.1 представлены ведущие страны мира в области электронной торговли в 2018 и в 2019 гг.

Роль бизнес-моделирования в поступательном развитии современных ТНК

Можно сделать вывод, что уровень цифровизации вырос почти на 10% за 4 года по каждой из представленных стран. Лидерами по использованию и внедрению новых технологий являются следующие 5 стран: Финляндия, Швеция, Нидерланды, Дания, Великобритания. За последние 4 года возросли почти все показатели по каждой стране, которые составляют индекс DESI, такие, в частности, как интеграция цифровых технологий, использование интернета, человеческий капитал и использование связи (Рис. 5.2 и Рис. 5.3).

Аддитивное производство, более известное на рынке как 3Dпечать (3DP), развивалось в течение последних 30 лет. Тридцать шесть процентов компаний уже подали или намерены подать заявку на 3DP, согласно недавнему глобальному опросу EY, охватывающему 900 компаний.

На основе отчета EY, посвященного теме 3D-печати, была составлена следующая схема, представленная на рис. 5.4. Схема отображает развитие отдельных отраслей в разрезе текущего состояния и будущего потенциала. Таким образом, высокое развитие аддитивного производства наблюдается в аэрокосмической и оборонной сферах с сохранением данной тенденции и в будущем.

Кроме того, наблюдается активное внедрение и развитие 3D-печати в автомобильной, медицинской, стоматологической сферах и в машиностроении. Меньше всего данные технологии используются в сфере ритейла. Следует также отметить, что будущий потенциал 3D-печати велик в логистической сфере, энергетике и коммунальных услугах, а также нефтегазовом секторе. В химической, фармацевтической сферах, в области электроники и индустрии моды изменений не наблюдается.

Роль бизнес-моделирования в поступательном развитии современных ТНК

Роль бизнес-моделирования в поступательном развитии современных ТНК

Тенденция внедрения и роста 3D-печати, по-видимому, будет продолжаться: 46% опрошенных компаний ожидают, что эта технология будет применена для серийных продуктов к 2022 году, данное утверждение отражено в отчете EY за 2019 год.

Однако нынешние уровни внедрения существенно различаются в зависимости от региона. Азия задает темп, и страны региона являются ведущими приверженцами 3Dпечати и одними из самых оптимистичных в плане использования этой технологии в течение ближайших трех лет, что видно из гистограммы (Рис. 5.5), составленной на основе отчета EY за 2019 год.

Три года назад, несмотря на значительный интерес со стороны азиатских компаний, они отставали от других, таких как Германия и Соединенные Штаты (Рис. 5.5). На текущий момент азиатские страны оставили позади всех остальных. Произошло это благодаря тому, что они были поддержаны растущим числом азиатских производителей систем 3D-печати, предлагающих более дешевые альтернативы установленным системам термоядерного синтеза с порошковым слоем, а также правительственными инициативами, такими как китайский план высокотехнологичного производства.

Роль бизнес-моделирования в поступательном развитии современных ТНК

С помощью статистической базы данных UNCTAD [] была построена таблица 5.2, которая отображает экспорт цифровых услуг по всему миру, тем самым подтверждая рост значимости данных видов товаров.

Экспорт цифровых услуг растет с каждым годом на протяжении последних 14 лет, однако в некоторые анализируемые периоды и наблюдается снижение (2009 и 2015 годах соответственно), а в 2018 году экспорт увеличился в 2,5 раза по сравнению с 2005 годом.

Роль бизнес-моделирования в поступательном развитии современных ТНК

Роль бизнес-моделирования в поступательном развитии современных ТНК

В период 2005-2018 гг. экспорт услуг с цифровым обеспечением существенно возрос во всех регионах, причем совокупные ежегодные темпы роста составили от 6 до 12 %. Этот рост был самым высоким в развивающихся странах, особенно в Азии.

На долю развитых стран приходится более трех четвертей (76 %) экспорта таких услуг. Их доля была особенно высока (80-90%) в отношении сборов за использование интеллектуальной собственности, финансовых услуг и аудиовизуальных и смежных услуг.

Таким образом, проанализировав основные технологии и процессы, связанные с 4-ой промышленной революцией: рынок электронной коммерции, 3D-печать, индекс цифровизации, экспорт цифровых услуг и др. – можно сделать вывод, что 4-я промышленная революция действительно оказывает огромное влияние на все сферы деятельности ТНК.

С цифровизацией появляется новое измерение для создания добавленной стоимости и дополнительной ценности. На рис. 5.6, составленном по данным отчета о цифровой экономике 2019 UNCTAD, создание добавленной стоимости схематично изображено движением в вертикальном направлении.

Роль бизнес-моделирования в поступательном развитии современных ТНК

Цифровизация может активно применяться в сельском хозяйстве, промышленности/производстве и сфере услуг, как это отражено в нижней части рисунка. Это включает в себя добавление стоимости через цепочку создания стоимости сбора данных, обработки данных, анализа данных и монетизации данных. Таким образом, цифровая экономика открывает дополнительные пути для потенциального увеличения стоимости и ценности.

Ценность может быть схематично представлена на рисунке 5.6 посредством движения вправо в двух параллельных измерениях. Хотя процессы добавленной стоимости, отраженные в традиционном понимании структурных изменений, остаются актуальными, в контексте цифровой экономики возможен переход от сельского хозяйства ко всем цифровым секторам.

По-прежнему возможен переход от традиционных видов промышленной деятельности к нецифровым услугам, но теперь также и к цифровым отраслям (также известным как Индустрия 4.0) и цифровым услугам. Добавленная стоимость в секторе услуг может быть достигнута путем перехода вверх по цепочке создания стоимости к цифровым услугам. В цифровой экономике также может создаваться добавленная стоимость без структурных изменений в традиционном смысле этого слова.

Если все три традиционных сектора будут оцифрованы одновременно, то в отраслевом составе изменений не произойдет. Но если бы в результате цифровизации во всех секторах была получена добавленная стоимость, то внутри этих секторов могли бы произойти структурные преобразования.

Аналогичным образом, экономика может регистрировать добавленную стоимость и повышать свою производительность в секторе сельского хозяйства/природных ресурсов и/или секторе услуг посредством цифровизации, не обязательно индустриализируясь в традиционном смысле.

Это может представлять особый интерес для тех развивающихся стран, в которых удельный вес сельскохозяйственного сектора и сектора услуг относительно высок. Кроме того, различия между секторами становятся все более размытыми (что отражается пунктирными линиями на рисунке 5.6).

В целом важно учитывать потенциал создания добавленной стоимости, обусловленный как традиционными структурными изменениями, так и цифровыми преобразованиями для трансформации бизнес-моделей. В связи с этим рассмотрим две концепции бизнес-моделей подробнее: концепция Agile и Lean Startup.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)