Особенности инфляции в России

Предварительно кратко осветим вопрос о проблеме инфляции в команднодирективной экономике СССР. В экономической литературе СССР господствовало официальное мнение, что ввиду централизованного ценообразования и связанного с этим всеобщего контроля за ценами инфляция была чужда этой экономике, по крайней мере в условиях нормального развития.

Однако надо признать это мнение ошибочным. В условиях команднодирективной экономики СССР инфляция была присуща всем периодам ее развития. В истории СССР выделяются периоды галопирующей и гиперинфляции (наиболее яркий пример — годы Гражданской войны и первые годы после нее, годы Великой Отечественной войны, а также 1930е гг.). В другие периоды, если можно так выразиться, «нормального» развития инфляция носила в основном ползучий характер (порядка нескольких процентов в год). Спецификой этой инфляции явилось то, что она носила подавленный характер, т.е. находила выражение не только в росте цен, но и в дефиците ряда товаров, а подчас и в снижении их качества.

Что касается высокой инфляции в современной России, то она ведет свое начало с проведения в жизнь с 1992 г. мер по переводу экономики страны с команднодирективных на рыночные принципы функционирования. Для этого перевода была использована описанная выше ортодоксальномонетаристская программа, финансовой стабилизации, предложенная МВФ. Эта программа с 1992 г. последовательно и жестко была применена в России.

Основные элементы программы:

  • либерализация цен товаров и услуг
  • беспрецедентная по своим масштабам и краткосрочности приватизация, распространившаяся примерно на 4/5 государственной собственности;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности, включая широкое использование плавающего курса рубля по отношению к доллару и другой твердой валюте;
  • жесткая борьба с высокой инфляцией, возникшей в результате подобной политики.

Весь описанный набор мер представлял собой наиболее радикальный вариант максимально быстрого перехода к рыночной экономике.

Поэтому соответствующая программа также называется «шоковой терапией». Именно использование подобной «шоковой терапии» определило важнейшие особенности инфляции в России.

Более осторожные программы в виде либо постепенного перехода от команднодирективной к рыночной экономике (наиболее успешный пример — Китай), либо использования определенных ограничительных мер с целью минимизации чрезмерных разрушительных последствий радикальной «шоковой терапии» были без каких-либо объяснений отвергнуты.

Для России с ее безраздельным господством команднодирективной экономики, при отсутствии каких-либо серьезных предпосылок подобное радикальное использование мер «шоковой терапии» имело огромные разрушительные последствия социально-экономического характера. По сути в стране разразился глубокий стагфляционный кризис, по своим масштабам превзошедший глубочайший экономический кризис 1929—1933 гг. на Западе. Производство упало более чем в два раза; инвестиции сократились до минимального их объема. Началась высокая инфляция. Так, по официальным данным, потребительские цены в России возросли в 1992 г. в 27 раз, в 1993 г. — примерно в 10 раз, в 1994 г. — в 3,2 раза, в 1995 г. — в 2,4 раза; в 1996 г. — в 1,22 раза, в 1997 г. — в 1,11 раза. То есть по сути в стране четыре года (1992—1995) господствовала гиперинфляция, и только с 1996 г. инфляция приняла умеренно галопирующий характер. Столь устойчивое и длительное господство высокой инфляции в России определялось в значительной мере характером антиинфляционной политики, проводимой в стране.

Борьба в России с высокой инфляцией преимущественно велась монетаристскимиметодами, по рецептам ортодоксальной программы финансовой стабилизации, хотя даже в странах с развитой рыночной экономикой подобная борьба для своего успеха требовала использования серьезных гетеродоксных мер. В России же при отсутствии нормальной рыночной экономики гетеродоксные меры чаще всего игнорировались обычно под предлогом, что их применение якобы означает возвращение к методам команднодирективной экономики.

Монетаристские меры в антиинфляционной политике, проводимой в России, оказались малоэффективными прежде всего изза господства в российской инфляции факторов инфляции издержек, в том числе мощного давления быстрорастущих цен на энергетические и другие сырьевые ресурсы, а также транспортных тарифов, столь важных для сохранения единого хозяйственного пространства в огромной России (не говоря уже о разрыве прежних хозяйственных связей, вызванных распадом СССР и усилением раздробленности в самой России).

Эти факторы инфляции издержек сыграли огромную негативную роль в подрыве основ экономической деятельности в стране и сокращении ее производственного потенциала.

Огромный спад производства в России вызывался монетаристскими ограничениями двояким образом. С одной стороны, обусловливаемое монетаристскими ограничениями падение покупательной способности широких слоев населения крайне отрицательно сказалось на производстве. Сокращение денежной массы с целью сдерживания инфляции со стороны государства вызвало в России в массовом масштабе неплатежи всех видов, бартер, долларизацию экономики, долгосрочные задержки в выплате зарплаты и пенсий, что ставило препятствия развитию производства.

С другой стороны, необходимо учитывать специфическое взаимодействие монетаристских ограничений с факторами инфляции издержек.

Инфляция спроса и инфляция издержек имеют в своей основе нарушение денежного обращения, однако их механизм различен. В инфляции спроса денежная масса выступает и как основа, и как главная причина роста цен. Поэтому антиинфляционные меры монетаристского характера, ведущие к сокращению платежеспособного спроса и денежной массы, действуют против подобной инфляции весьма эффективно.

Но в инфляции издержек деньги, являясь ее основой, выступают в иной пассивной роли: в инфляции этого типа первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыночные факторы. Вызванное этими неденежными факторами повышение цен требует подтягивания объема денежной массы (с учетом скорости ее обращения) к возросшему уровню цен.

В условиях рыночной экономики с развитой и гибкой кредитноденежной сферой такое подтягивание происходит автоматически.

При его отсутствии возникает острая нехватка платежных средств, и результатом инфляции издержек становится и рост цен, и кризисное сокращение производства, либо меры компенсации нехватки национальных платежных средств (вовлечение в национальный оборот твердой валюты других стран, прежде всего доллара, а ныне еще и евро; появление суррогатных квазиденег, развитие бартера и массовых взаимных неплатежей и др.), либо то и другое.

Иначе говоря, снижение инфляции в России за 1992 — первую половину 1998 г. произошло в значительной степени за счет сокращения производства, что при прочих социально-экономических отрицательных явлениях сделало крайне непрочным и само замедление инфляции.

Резкое падение производства привело к заметному сокращению поступления налогов в госбюджет и обусловило (наряду с малыми доходами от радикальной, но неэффективной приватизации) резкое сокращение его объема (по оценке в постоянной покупательной способности рубля).

Это и было глубинной причиной нарастающей с 1998 г. финансовой дестабилизации, несмотря на внешние успехи в борьбе с высокой инфляцией.

Единственным надежным путем предотвращения этой дестабилизации могло бы стать расширение налоговой базы на основе оживления и подъема реального сектора производства, в том числе в случае необходимости и с помощью действенных мер государственного регулирования.

К сожалению, государство не пошло по этому пути и выбрало в качестве решающего источника пополнения доходов госбюджета расширенный выпуск и продажу внутренним и внешним заемщикам государственных краткосрочных обязательств (ГКО).

Пирамида ГКО, с одной стороны, изза крайне высокой доходности привлекла внутренних и внешних заемщиков, но, с другой стороны, способствовала уменьшению и без того небольших инвестиций в гораздо менее доходный сектор реального производства (тем самым усугубив экономическую и финансовую дестабилизацию). К тому же обслуживание пирамиды ГКО требовало все возрастающих государственных расходов, которые, превысив к середине 1998 г. объем налоговых поступлений и наличных денег, оказались для государства неподъемными. Это и привело к дефолту 17 августа 1998 г., к краху пирамиды,

который, в свою очередь, вызвал развал ряда других экономических и финансовых структур и инструментов. На инфляции это отразилось крайне отрицательно; она вновь возросла; в 1998 г. рост потребительских цен составил 1,84 раза, в 1999 г. — в 1,37 раза и в 2000 г. — в 1,20 раза.

В целом после дефолта Россия оказалась под угрозой нового и серьезного обострения стагфляционного кризиса. Во всяком случае, прогнозы, делаемые для этого периода на Западе, как правило, предсказывали для России подобную перспективу. Однако умелая деятельность профессионального правительства во главе с Примаковым предотвратила отрицательное развитие России. Затем, в результате действия ряда благоприятных внутренних и особенно внешнеэкономических факторов (прежде всего благоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти), в России с 1999 г. возник умеренный экономический рост. Однако эта положительная ситуация, ввиду отсутствия благоприятного развития реального сектора производства и неустойчивости конъюнктуры на мировом рынке, носит в целом неустойчивый характер, что, в частности, проявляется в сохранении относительно высокой инфляции. В 2001—2004 гг. инфляция в России устойчиво сохранялась выше «ползучего» уровня (порядка 1,12—1,15 раза в год). Подобный размер инфляции явно не соответствовал нормальному развитию рыночной экономики, о чем свидетельствует сопоставление с инфляцией в некоторых других развитых странах. Для примера возьмем 2002 г. Если в этом году потребительские цены в России возросли примерно на 15,1 %, то в США — только на 3, в Англии — на 2, в Швеции — на 1, в Китае — на 1%.

Одной из важнейших причин относительно высокой инфляции в России, как уже отмечалось выше, оставалось преимущественное использование ортодоксальномонетаристских методов антиинфляционной политики в стране, а также широкие процессы монополизации, в том числе в криминальной «рэкетирской» форме.

Подобное долговременное сохранение относительно высокой инфляции в России явилось одной из причин возникновения в социально-экономической сфере России серьезных отрицательных последствий, на три наиболее важных из которых необходимо указать.

Во-первых, высокая инфляция сдерживала рост реальных доходов населения и тем самым ставила ограничения всему экономическому росту.

Во-вторых, под давлением высокой инфляции в условиях отсутствия действенного государственного регулирования (активной промышленной политики) преимущественное, хотя и относительное, развитие получили отрасли сырьевой направленности (прежде всего нефтедобыча) при стагнации или прямой деградации наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности. В целом Россия стала приобретать отчетливые черты сырьепроизводящей страны, типичные скорее для колониальной, чем индустриально развитой страны.

В-третьих, высокая инфляция способствовала наряду с другими факторами серьезному расслоению в материальном положении населения России. Не говоря о том, что до ‘/2 населения страны оказалось за чертой прожиточного минимума, разрыв в богатстве между богатыми и бедными достиг величины/резко отличной от стандартов развитых стран. Так, если в этих странах разрыв в величине доходов между 10% наиболее богатого и 10% наиболее бедного населения обычно концентрируется на цифрах 3—4, то в России в 2003 г. эта величина достигла 15. Подобный огромный разрыв в неравенстве доходов создает возможности для новых потрясений в социально-экономической сфере России.

Поэтому Правительство России планирует в ближайшие несколько лет снизить инфляцию в стране до «ползучего» уровня.

Однако достижение подобной цели можно было бы считать положительным явлением только при сочетании достигнутой ползучей инфляции с устойчивым экономическим ростом (а не со снижением или хотя бы стагнацией значительной части производства в качестве «цены» подобного снижения инфляции).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)