Особенности монопольного рынка в переходной экономике

Первые шаги реформ осуществлялись на фоне крайней монополизации советской экономики, которая практически не оставляла места для конкуренции. Более 1500 групп товаров производилось только на одном предприятии.

В результате общество сформировало технологический монополизм, основанный на функционировании уникальных предприятий.

Изначальный производственный монополизм при старте движения к рынку укреплял свои позиции за счет:

  • несбалансированности спроса и предложения, которая усиливала монопольную власть производителя;
  • активизации регионального сепаратизма, сужающего объемы рынка и усиливающего позиции местных монополий.

Со временем к наследственному монополизму присоединяется монополизм рыночного типа, который вызван конкуренцией производителя. Он сегодня становится реальной силой, представленной различного рода картельными соглашениями и образованием финансовопромышленных групп.

Последствия монополизма. Монополизм, каким бы путем ни сформировался, деформирует рынок и ведет к сдерживанию научно-технического прогресса, роста качества производимой продукции и расширения ее ассортимента, провоцирует инфляцию.

Монополии, сформированные административным путем, провоцируют указанные деформации более агрессивно по сравнению с монополизмом рыночного типа.

Рыночные монополии завоевывают рынок на основе активного применения научно-технических достижений. Но как только создают барьеры для вступления в отрасль для новых производителей, они ослабляют инновационную деятельность.

Монополии советского типа при своем рождении не были связаны с усилиями по использованию достижений НТП, а в своей дальнейшей деятельности имели абсолютные гарантии недопустимости новых конкурентов. Поэтому они провоцировали застой в гораздо большей степени, чем монополии, рожденные рынком.

Монополизм в условиях неразвитого рынка с недостаточной товарной насыщенностью снижает роль потребителя в воспроизводственном процессе.

Он вынужден мириться с тем уровнем качества и ассортимента, который монополист предлагает.

Монополизм советского типа, огражденный государственной властью от появления конкурентов, сформировал глубоко неэластичное предложение по отношению к спросу и создал инфляционный рынок. Поэтому отпуск цен в странах переходной экономики мог дать только один результат — резкое повышение цен.

.Сокращение давления административных производственных монополий. Либерализация экономики в России, начавшаяся в 1992 г., была проведена, как известно, без существенной предварительной трансформации монопольных структур. Поэтому поведение большинства производителей монополистов в ходе либерализации цен было характерным для такого рода структур: они взвинтили цены, при этом сократив объемы производства.

В дальнейшем ценовое давление монополий несколько снизилось за счет ослабления позиций дефицитного рынка, высокой инфляции и интеграции в мировые хозяйственные потоки. Рынок стал более насыщенным, и производители начали наталкиваться на спросовые ограничения, которые при резком повышении цен оборачиваются потерей покупателей. Высокая инфляция и спад в производстве сокращают емкость рынка и усиливают сложности в реализации продукции, ограничивают возможности повышения цен.

При усилении интеграции в мировое сообщество национальные монополии потеряли свою исключительность, ибо возникла альтернатива в лице иностранного продавца.

Но, несмотря на ослабление возможностей проявлять монопольную власть и вздувать цены, деформирующее воздействие монополий на экономику сохраняет силу. Это опасно и потому, что монопольный рынок имеет тенденцию расширения, так как к нему присоединяются новые монопольные структуры уже рыночного типа.

Новые явления развития монопольного рынка, возникшие по мере продвижения к рыночной экономике, связаны:

  • с либерализацией и насыщением рынка, что неизбежно ослабляет монопольную власть уже сформированных структур;
  • с появлением монополий рыночного типа, которые заново были созданы. Возникли всякого рода соглашения, а также финансово-промышленные группы;
  • с утверждением конкуренции качества.

Монополистическая конкуренция значительно продвигает нас по дороге эффективного рынка. Там, где есть выбор, производство перестает быть консервативным. Оно перестраивается в сторону тех разновидностей продукта, который пользуется наибольшим спросом, и отвергает те из них, которые не проходят проверку процессом реализации.

Следует особо отметить новую для переходной экономики форму монополизма в виде финансово-промышленных групп (ФПГ), функционирование которых образует так называемый корпоративный рынок. ФПГ образуются за счет двух перекрестных процессов: проникновения банковского капитала в реальный сектор экономики и встречного процесса, когда крупные производители формируют банк, обслуживающий оборот их ресурсов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)