Основы налогообложения организаций и граждан

В зависимости от порядка отнесения налоговых платежей на цену продукции, работ и услуг все налоги с предприятий и организаций можно разделить на три группы:

  • включаемые в цену продукции или косвенные;
  • относимые на затраты и на финансовые результаты деятельности;
  • уплачиваемые из прибыли.

К первой группе налогов и неналоговых платежей относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • таможенные сборы.

В соответствии с гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации НДС уплачивают организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые плательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу России.

Право на освобождение от НДС имеют налогоплательщики, у которых за три последовательных календарных месяца общая сумма выручки без НДС не превышает 1 млн руб.

НДС облагаются операции по реализации товаров, работ и услуг на территории России, в том числе используемых для собственных нужд и передаваемых безвозмездно, ввоз товаров на таможенную территорию страны, выполнение строительномонтажных работ для собственного потребления.

Не подлежат налогообложению реализация на территории России услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям, медицинские услуги, банковские операции, осуществляемые банками (за исключением инкассации), услуги страховых организаций и ряд других.

Ставки НДС установлены в размере 0, 10 и 18%.

По нулевой ставке облагаются товары, экспортируемые за пределы таможенной территории России; работы, непосредственно связанные с производством, реализацией, перевозкой и погрузкой таких товаров; товары (работы, услуги) для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами или для личного пользования персонала этих представительств.

Введение нулевой ставки на экспортируемую продукцию позволяет при формировании налоговой базы принимать к вычету НДС, уплаченный по приобретаемым товарам (работам, услугам).

По продовольственным товарам и товарам для детей в рамках установленного законом перечня применяется ставка НДС в размере 10%, а по остальным товарам, работам и услугам — 18%.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на сумму налоговых вычетов, т.е. сумм НДС, уплаченных плательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления производственной деятельности или для перепродажи, а также при ввозе товаров на территорию России.

Акцизами облагаются, как правило, высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями сверхприбыли, товары, которые считаются вредными и дефицитными. В соответствии Плательщиками акцизов выступают организации и индивидуальные предприниматели, реализующие произведенные ими подакцизные товары на возмездной или безвозмездной основе. По алкогольной продукции объектом обложения является также ее реализация с акцизных налоговых складов оптовых торговых организаций. С 2003 г. круг плательщиков расширен за счет лиц, совершающих операции с нефтепродуктами (производство, оптовую или розничную реализацию), которые должны получить в налоговых органах свидетельства о регистрации на соответствующие виды деятельности.

Налоговая база при реализации подакцизных товаров, по которым установлены твердые (специфические) ставки в рублях и копейках на единицу измерения (литр, штуку, тонну), определяется как объем реализованной или переданной продукции в натуральном выражении. Если законом установлены адвалорные (процентные) ставки, налоговой базой выступает стоимость реализованных подакцизных товаров в ценах без акциза и НДС.

Таможенные пошлины — это денежные сборц, взимаемые государством через сеть таможенных органов с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны.

В налоговой и таможенной практике выделяют импортные, экспортные и транзитные пошлины.

По способу начисления различают адвалорные пошлины, взимаемые с грузовладельцев в процентах от таможенной стоимости товара, специфические пошлины, взимаемые по твердым ставкам в зависимости от физических характеристик товара (веса, количества, объема), и альтернативные или комбинированные пошлины, сочетающие оба предыдущих способа. Взимание таможенных пошлин производится в соответствии с таможенным тарифом — систематизированным по группам товаров перечнем пошлин с ввозимых или вывозимых товаров. Помимо пошлин таможенный тариф содержит таможенные сборы — дополнительные платежи, взимаемые за таможенные услуги.

Существует три основных типа таможенного тарифа: двойной — с максимальными и минимальными ставками таможенной пошлины по каждой товарной позиции, запретительный — высокий тариф, призванный оградить внутренний рынок, и дифференцированный, который позволяет отдавать предпочтение определенным товарам и снижать ставки пошлин или взимать пошлины по повышенным ставкам.

Во вторую группу входят:

  • единый социальный налог;
  • транспортный налог;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • государственная пошлина за совершение юридически значимых действий
  • – налог на имущество.

С 2001 г. платежи во внебюджетные государственные социальные фонды (пенсионный, обязательного медицинского и социального страхования) объединены в единый социальный налог, регламентированный гл. 24 Налогового кодекса РФ. Плательщиками налога являются организации, индивидуальные предприниматели и другие работодатели, производящие выплаты наемным работникам.

Объектом налогообложения признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые работникам по всем основаниям, включая выплаты в натуральной форме. Максимальная ставка налога — 26%. С налоговой базы, превышающей 280 тыс. руб., установлены регрессивно уменьшающиеся ставки налога.

Транспортный налог уплачивается в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации. Налог исчисляется, исходя из вида и марки автомобиля, мотоцикла, автобуса и водновоздушного транспортного средства, мощности его двигателя в л.с. и ставок налога, установленных в рублях за 1 л.с. По транспортным средствам, не имеющим двигателей, налоговая ставка в рублях устанавливается на 1 регистровую тонну вместимости или на единицу транспортного средства.

Земельный налог уплачивается за участки, предоставленные в собственность, владение или пользование. Базой для начисления налога является кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ. Ставки налога устанавливаются органами местного самоуправления, но не выще 0,3% в отношении земель сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом или личным подсобным хозяйством, и 1,5% в отношении прочих земель.

Налог на добычу полезных ископаемых регламентирован гл. 26 Налогового кодекса РФ. Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр согласно Закону «О недрах«. Предоставление недр в пользование оформляется лицензией. Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории России, ее континентального шельфа и на территориях, находящихся под юрисдикцией России. Налоговая база определяется в стоимостном выражении отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого. В Налоговом кодексе установлены единые налоговые ставки в процентах от стоимости добытого сырья по каждому его виду, кроме нефти, по которой действует базоваяїставка в рублях за тонну, корректируемая с учетом динамикй мировых цен на нефть.

Водный налог взимается с предприятий и организаций, использующих водные объекты с применением технических средств на основании лицензии. Платежная база в зависимости от вида пользования определяется как объем забранной воды, объем продукции без забора воды (электроэнергии, сплавленного леса), площадь акватории используемых водоемов.

Налоговые ставки установлены дифференцированно по видам пользования, экономическим районам, бассейнам рек и озер, акваториям морей.

Государственная пошлина взимается за совершение юридически значимых действий (например, с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды) либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

С 2005 г. государственная пошлина заменяет многочисленные сборы, ранее взимавшиеся различными органами и учреждениями в свою пользу, и поступает в бюджеты различных уровней, за исключением консульского сбора.

К налогам, относимым на финансовые результаты, относится налог на имущество организаций.

Налог на имущество уплачиваюторганизации, имеющие имущество на территории России. Объектом налогообложения с 2004 г. согласно гл. 30 Налогового кодекса являются основные средства, находящиеся на балансе плательщика, которые учитываются по остаточной стоимости.

Предельный размер ставки налога на имущество организаций не может превышать 2,2% от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки и льготы по налогу устанавливаются законами субъектов РФ.

Основным налогом третьей группы является налог на прибыль организаций, которые и выступают главными плательщиками этого налога в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения является прибыль, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Доходом организации признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы, к которым относятся доходы от долевого участия в других организациях, от операций куплипродажи иностранной валюты, от сдачи имущества в аренду, штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных обязательств или суммы возмещения убытков и ущерба, безвозмездно полученное имущество и др.

При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества в форме залога или взноса в уставный капитал организации, средства в виде безвозмездной помощи согласно федеральному закону, кредитные средства и др.

Расходы налогоплательщика определяются в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса, и лишь отдельные виды расходов (командировочные, подъемные, нормы естественной убыли) утверждаются согласно Кодексу в порядке, устанавливаемом Правительством России. Расходами признаются обоснованные и экономически оправданные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие.

Порядок начисления амортизации в целях налогообложения прибыли имеет ряд отличий от порядка, установленного соответствующим положением по бухгалтерскому учету. Амортизируемое имущество распределяется по десяти амортизационным группам в соответствии со сроками полезного использования, которые определяются налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию на основании классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Согласно Налоговому кодексу амортизация может начисляться линейным или нелинейным (регрессивным) методом.

В состав расходов включаются также расходы На ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов, на НИОКР, на добровольное страхование, рекламу, обучение персонала, затраты на уплату процентов по привлеченным средствам в полном объеме.

С 1 января 2002 г. общая ставка налога на прибыль составляет 24% для всех налогоплательщиков, включая банки, биржи и страховые компании. С 2005 г. в федеральный бюджет зачисляются 6,5%, в бюджеты субъектов федерации 17,5% с правом их снижения до 13,5%. С доходов в виде дивидендов взимается налог в размере 9%, с процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам — 15%. Для доходов в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 2 января 1997 г., прибыли Центрального банка России установлена нулевая ставка налога.

Основными налогами с населения являются налог на доходы и налог на имущество физических лиц. Значительную долю поступлений налога на доходы обеспечивают индивидуальные предприниматели, не имеющие статуса юридических лиц.

Плательщиками налога на доходы физических лиц выступают физические лица — налоговые резиденты РФ и физические лица, получающие доходы от источников в России, которые не являются налоговыми резидентами. К последним относятся физические лица, фактически находящиеся на территории России менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения признаются доходы в денежной, натуральной формах и в виде материальной выгоды.

Не подлежат налогообложению государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности, государственные пенсии, компенсационные выплаты, установленные действующим законодательством, суммы единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайными обстоятельствами, стипендии, доходы от продажи выращенного в личном подсобном хозяйстве скота, продукции растениеводства, цветоводства,’ пчеловодства и ряд других доходов.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, облагаемых разными налоговыми ставками. Доходы, облагаемые по основной ставке, т.е. 13%, уменьшаются на сумму налоговых вычетов — стандартных, социальных, имущественных и профессиональных. Например, стандартный ежемесячный налоговый вычет в размере 400 руб. распространяется на всех налогоплательщиков и действует до месяца, в котором их доход с начала налогового периода превысил 20 тыс. руб. На каждого ребенка, студента или учащегося дневной формы обучения предусмотрен налоговый вычет в размере 600 руб. до достижения дохода 40 тыс. руб.

Социальные налоговые вычеты включают благотворительные расходы в размере не более 25% дохода налогового периода, образовательные расходы за свое обучение или обучение детей на сумму не более 38 тыс. руб. в год на каждого ребенка и медицинские расходыза услуги в соответствии с утвержденным перечнем по лечению самого гражданина, супруга или супруги, родителей и детей, включая стоимость медикаментов, в сумме не более 38 тыс. руб. в год.

Имущественные налоговые вычеты производятся из доходов от продажи имущества. Например, при продаже объектов недвижимости, находившихся в собственности физического лица менее трех лет, не облагаются доходы на сумму до 1 млн руб. При продаже жилья этот срок также составляет три года. Вычеты в связи с новым строительством или приобретением жилого дома или квартиры предоставляется на сумму фактических расходов в пределах 1 млн руб. независимо от срока.

С 2001 г. вместо шкалы прогрессивного налогообложения к большей части доходов физических лиц введена единая минимальная налоговая ставка 13%. Кроме того, по отдельным видам доходов, не связанных с трудовой и профессиональной деятельностью, установлены повышенные ставки. По ставке 30% облагаются доходы нерезидентов РФ, ставка 35% действует в отношении призов на конкурсах, проводимых в целях рекламы товаров, процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка России по рублевым и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте, и ряда других аналогичных доходов. По доходам от долевого участия в деятельности организаций в виде дивидендов действует налоговая ставка в размере 9%.

Налогом на имущество физических лиц облагается находящаяся в их собственности недвижимость. Объектами налога являются жилые дома, квартиры, гаражи, дачи, магазины, кафе и иные строения, помещения и сооружения. Диапазон ставок налога на эти объекты, установленных федеральным законодательством, при стоимости имущества до 300 тыс. руб. составляет до 0,1 %, свыше 300 до 500 тыс. руб. — от 0,1 до 0,3%, свыше 500 тыс. руб. — от 0,3 до 2%.

При рассмотрении состава налогов, динамики налоговых ставок и льгот по отдельным налогам можно сделать выводы о направлениях государственной налоговой политики на том или ином этапе экономического развития.

Налоговая политика представляет собой комплекс действий органов власти, определяющий форматирование налоговой системы для достижения определенных стратегических целей в ходе развития экономики. Налоговая политика является составной частью экономической и финансовой политики государства.

Трансформация налоговой системы с 1992 г. показывает, что налоговая политика за эти годы претерпевала определенные изменения. В течение всего периода и особенно в первые годы формирования нового налогового механизма преобладала фискальная функция налоговой системы для покрытия бюджетных расходов государства. Этому способствовало расширение сферы действия косвенных налогов — НДС, акцизов, введение налога с продаж в период с 1998 по 2003 г.

Существенно изменилась политика в отношении налогообложения доходов населения. Если до 1995 г. налоговая политика была направлена на сдерживание роста заработной платы, то с 2001 г. политика ориентируется на стимулирование ее роста и вывода из тени. В отношении налога на прибыль организаций наблюдается снижение налоговых ставок при одновременном сокращении льгот и расширении налоговой базы.

В то же время существующая налоговая политика не способствует росту инвестиций, поддержке производителя и др. Практически отсутствует документ, регламентирующий составные части государственной налоговой политики и ее стратегические направления, обеспечивающие стабильность и логику развития налоговой системы, повышение её эффективности. Это затрудняет формирование налоговой политики на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)