Поддержка экспортного производства и стимулирование экспорта

Важной задачей государства в области внешнеэкономической деятельности является стимулирование и поддержка экспорта. В условиях отказа от жесткого импортного протекционизма, что характерно и для России, поддержка национальных производителей и экспортеров на мировом рынке выходит в деятельности государства на передний план.

Государство располагает разнообразными возможностями для решения этой задачи.

Применяемые формы стимулирования экспорта можно разделить на несколько направлений:

  • финансовая поддержка;
  • кредитование экспорта и страхование экспортных кредитов;
  • информационно-консультационная поддержка и содействие выставочно-ярмарочной деятельности отечественных фирм за рубежом.

Деятельность по поддержке экспорта обычно возлагается на министерства, в круг функций которых входит регулирование внешнеэкономической деятельности (Министерство торговли в США, Министерство международной торговли и промышленности в Японии и др.), специальные центры поддержки экспорта или фонды развития экспорта.

В России эта деятельность возложена на Министерство экономического развития и торговли. Существенный вклад в развитие экспорта вносят региональные органы власти.

Финансовая поддержка экспорта может осуществляться путем прямого или косвенного субсидирования экспорта. Прямое субсидирование, предполагающее выделение определенных сумм из государственного бюджета на экспортируемые товары для снижения цен на них на мировом рынке, осуждается в документах ВТО и сейчас в большинстве стран не применяется (за исключением экспорта сельскохозяйственных товаров). Для противодействия экспорту товаров с использованием государственных субсидий страна-импортер имеет право устанавливать компенсационные пошлины.

К косвенным формам субсидирования относятся прежде всего разного рода налоговые льготы экспортерам.

В большинстве развитых стран производителям экспортной продукции разрешается осуществлять ускоренную амортизацию фондов, что фактически означает уменьшение налогов на их прибыль.

В России Налоговый кодекс совершенно необоснованно отменил эту практику.

При экспорте товары освобождаются от налога на добавленную стоимость. Эта мера применяется и в России.

Экспортерам предоставляются также таможенные льготы для ввоза сырья и полуфабрикатов, используемых для производства экспортной продукции. В России с помощью применения некоторых таможенных режимов такая практика есть, но в очень ограниченных масштабах.

В целях снижения расходов экспортеров большое внимание уделяется развитию экспортной инфраструктуры, в частности удешевлению доставки продукции на пограничные пункты, совершенствованию портового хозяйства и т.п. Эти работы финансируются государством.

Косвенной формой финансирования экспорта выступает и государственное финансирование расходов на НИОКР, направленных на совершенствование экспортной продукции и создание новых изделий. В России государственные деньги на развитие экспортной инфраструктуры и НИОКР, направленные на стимулирование экспорта, практически не выделяются.

Одной из важнейших форм поддержки экспорта является участие государства в его кредитовании. Дело в том, что в современных условиях, когда более 40% мировой торговли приходится на продукцию машиностроения, без кредита покупателю невозможно продать на мировом рынке дорогостоящее оборудование и особенно комплектное оборудование. В основном кредитование экспорта, в том числе машин и оборудования, осуществляют частные банки (краткосрочное и среднесрочное кредитование) и другие финансовые организации (инвестиционные, страховые компании, пенсионные фонды и др. — долгосрочное кредитование).

По мере повышения роли кредитования как важного фактора повышения конкурентности отечественной продукции все более активно в этом участвует государство.

Роль государства в кредитовании экспорта двоякая.

С одной стороны, государство само участвует в кредитовании экспорта, а с другой стороны, страхует экспортные кредиты, предоставляемые частными банками и другими финансовыми организациями.

Государственное кредитование экспорта осуществляется специальными государственными банками или финансовыми структурами.

К таким банкам относятся, например, экспортно-импортные банки в США, Японии, Республике Корея, Департамент гарантий экспортных кредитов в Великобритании и т.д. Поскольку условия предоставления кредита — важный элемент борьбы за покупателя, чтобы кредит не превратился в условиях конкуренции между странами-кредиторами в слишком дешевый, страны — члены Организации экономического развития и торговли (ОЭСР) в 1978 г. подписали соглашение пользующихся поддержкой государства («Консенсус по экспортным кредитам) официальным экспортным кредитам, в котором определяются условия предоставления кредита разным группам стран (в зависимости от уровня их развития).

В СССР кредитование экспорта было возложено на Внешторгбанк, позднее преобразованный во Внешэкономбанк СССР. В условиях распада СССР возник новый Внешторгбанк России. Однако сейчас Внешторгбанк России занимается краткосрочным кредитованием, а Внешэкономбанк СССР (он так называется до сих пор) — расчетами по внешнему долгу бывшего СССР.

Для долгосрочного кредитования российского экспорта был создан государственный Российский экспортно-импортный банк. Но ему выделены настолько маленькие средства для формирования уставного капитала, что он не может активно участвовать в кредитовании крупных экспортных сделок. Ему даже не хватает средств для кредитования контрактов, заключенных на основе межправительственных соглашений России.

Фактически частью кредитования экспорта из развитых стран является экономическая помощь развивающимся странам. Условием

предоставления помощи в разных формах (субсидий и кредитов) является использование предоставляемых средств на закупку товаров в странах-донорах. Размеры помощи развитых стран развивающимся странам весьма значительны и составляют в последние годы около 50 млрд долл.

В СССР предоставление помощи развивающимся странам также было инструментом кредитования советского экспорта в эти страны.

Однако после осуществления рыночных реформ суммы, выделяемые на кредитование экспорта, резко уменьшились. В бюджетах 1998—2001 гг. они вообще не выделялись, а в 2002—2003 гг. — составляли ежегодно всего около 400 млн долл.

Учитывая, что предоставление международных кредитов связано с ббльшими рисками, чем внутри страны, страхование частных кредитов государственными или полугосударственными финансовыми структурами способствует увеличению частного кредитования. Государственное страхование направлено главным образом на предоставление гарантий от политических рисков (возможность возникновения войн и международных политических конфликтов, забастовок и гражданских беспорядков, изменения политики правительств, введения разного рода ограничений и т.д.), а также коммерческих рисков.

Государственное страхование осуществляют, как правило, специализированные страховые общества. В Великобритании — это упоминавшийся Департамент гарантий экспортного кредита, в Германии «Гермес Кредитферзихерунг», во Франции — «Компания по страхованию внешней торговли», в Италии — «Национальный институт страхования», в Испании — компания по страхованию экспортных кредитов. В США и Японии страхование экспортных кредитов возложено на экспортно-импортные банки.

В России практически не создана государственная организация по страхованию экспортных кредитов. Российское экспортно-импортное страховое общество (Росэксим Гарант), выделившееся из Российского экспортно-импортного банка, не может рассматриваться как серьезный институт кредитования экспорта, так как обладает минимальными средствами. Хотя вопрос о создании государственной структуры кредитования экспорта давно стоит, но до сих пор не решен.

Существенное значение для экспортеров имеет помощь в изучении внешних рынков и консультации по международным правовым вопросам и зарубежному законодательству. Такого рода содействие экспортерам оказывается во всех странах. Особо важное значение консультационная помощь имеет для малого бизнеса, у которого не хватает средств на изучение зарубежных рынков, условий работы на них, действующих правовых актов в области экономики и внешнеэкономической деятельности. В этой связи в Италии существует специальная организация, оказывающая содействие малому бизнесу. В России до последнего времени консультационную помощь участникам внешнеэкономической деятельности оказывал Информ ВЭС при Министерстве экономического развития торговли. В такой работе более активную роль призваны играть торговые представительства России за рубежом и экономические отделы российских посольств.

Важным средством поддержки экспортеров является помощь, в том числе финансовая, в проведении зарубежных рекламных кампаний, участия в выставках и ярмарках. У многих экспортеров нет опыта проведения такого рода мероприятий и необходимых для этого денежных средств. В настоящее время этим вопросам уделяется внимание. В марте 2001 г. Правительство одобрило концепцию выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.

Следует отметить, что после начала рыночных реформ реформаторские правительства не уделяли внимание поддержке экспортеров. Были резко сокращены расходы на финансовую и кредитную поддержку экспортеров, на организацию выставочноярмарочной деятельности, консультирование участников внешнеэкономической деятельности, патентование российских изобретений за рубежом.

В дальнейшем необходимость поддержки отечественного экспорта продукции высокой степени переработки стала очевидной. В ноябре 1995 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров», в котором указывалось на необходимость разработки комплекса мер государственного содействия отечественным производителям, в том числе с привлечением средств федерального бюджета, предусмотрев при этом использование механизмов кредитования экспорта, страхования экспортных кредитов, предоставления государственных гарантий.

Во исполнение Указа Президента РФ «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» в январе 1996 г. было принято постановление Правительства РФ «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг». В нем было установлено, что государственная финансовая поддержка экспорта товаров и услуг осуществляется на возвратной и платной основе на такие цели, как обеспечение оборотными средствами экспорто-ориентированных предприятий и организаций, гарантирование и страхование экспортных кредитов и др.

Было разрешено предприятиям, производящим машинотехническую продукцию, предоставлять средства из федерального бюджета для оказания краткосрочной финансовой поддержки. Уплата процентов за предоставленные средства устанавливалась в размере половины учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Экспортеры получали отдельные таможенные льготы при импорте товаров путем использования таможенного режима переработки под таможенным контролем, условного выпуска товаров, если они используются для производства товаров на экспорт в течение установленного срока.

В феврале 1996 г. было принято постановление Правительства РФ «О федеральной программе развития экспорта». В программе совершенно справедливо были указаны факторы, сдерживающие российский экспорт, и поставлена задача по формированию целостной системы мер государственного стимулирования экспорта. Среди мер, замеченных для решения этой задачи:

  • проведение систематической работы по изучению и анализу экспортного потенциала страны и динамики ее конкурентных преимуществ, а также тенденций в развитии торговополитической ситуации и конъюнктуры мирового рынка для определения отраслевых приоритетов содействия экспорту;
  • проведение постоянного контроля и анализа экспортной деятельности отечественных предприятий для своевременного определения и устранения проблем и препятствий в развитии этой деятельности посредством предоставления эффективной поддержки со стороны государства;
  • увязка разделов федеральных целевых программ и региональных программ экономического развития, касающихся вопросов экспорта, с основными направлениями и ежегодными объемами государственной поддержки экспорта.

Формирование эффективных механизмов предоставления государственной поддержки экспортерам предполагало:

  • создание системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб, включая их региональные и зарубежные представительства;
  • организацию оперативной работы государственных органов по активному продвижению российской экспортной продукции и защите интересов отечественных предприятий за рубежом;
  • широкое привлечение российских деловых кругов к проведению совместных мероприятий по стимулированию экспорта.

Поскольку наиболее эффективным средством поддержки экспорта является финансовое содействие, в Программе предусматривалось:

  • предоставление Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации гарантийных обязательств по привлекаемым уполномоченными банками кредитным ресурсам для обеспечения оборотными средствами производств и организаций, ориентированных на экспорт;
  • предоставление государственных гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров;
  • изучение возможностей кредитования с участием государства: ориентированных на экспорт НИОКР; освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции; закупки оборудования для развития экспортного производства (кредиты на длительный период — в зависимости от сроков окупаемости проектов) ; кредитования производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку не производимых в России сырья, материалов и комплектующих частей;
  • обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах, страхование операций по освоению внешних рынков.

Учитывая важность поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, с использованием мер налогового регулирования предполагалось изучить возможные формы налогового поощрения экспортеров, в том числе путем:

  • возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта этого товара;
  • определения льготного порядка исчисления и уплаты налога на прибыль для предприятий-экспортеров готовой, в первую очередь машинотехнической, продукции;
  • разработки комплекса мер по снижению косвенного налогообложения экспорта услуг освобождению экспортеров от уплаты налога на рекламу, осуществляемую в отношении экспортных товаров.

Стимулировать производственную кооперацию намечалось путем расширения масштабов эффективного использования российскими участниками ВЭС таможенных режимов переработки в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Однако ухудшение состояния бюджета в 1996 г. привело к секвестру расходов на многие статьи, в том числе на Федеральную программу развития экспорта. Ее выполнение было отложено, хотя она содержала весьма важные и нужные мероприятия. К ней вернулись только в 2002 г.

Вопрос о стимулировании российского экспорта остается по-прежнему актуальным. В 2002 г. в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации был подготовлен доклад «О системе мер государственной поддержки промышленной продукции», одобренный Правительством. В нем содержится целый ряд правильных предложений. Необходимо их реальное претворение в жизнь. Настоящей системы поддержки экспорта в России еще не создано.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)