Государственная монополия внешней торговли: механизм ее осуществления и последствия

После Октябрьской революции в основе всех форм регулирования внешнеэкономических связей была государственная монополия на их осуществление. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 апреля 1918 г. вся внешняя торговля была национализирована. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей должны были производиться от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Если вначале право осуществления внешнеторговой деятельности получили не только внешнеторговые организации, но и отдельные промышленные предприятия и их объединения, а также некоторые торговые организации, занимающиеся в основном внутренней торговлей, то к началу 30х гг. возникли специализированные внешнеторговые организации, называвшиеся акционерными обществами, но практически находившиеся в руках государства.

Позднее они были преобразованы во всесоюзные экспортные и импортные объединения, за которыми было закреплено монопольное право экспорта или импорта, или экспорта и импорта определенных товаров и услуг.

К концу 1980х гг. специализированных государственных внешнеторговых объединений было около 60. Большинство из них входило в систему Министерства внешней торговли СССР (МВТ) или Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (ГКЭС). Деятельность их за рубежом в соответствии с требованиями государственной монополии внешней торговли координировалась и контролировалась торговыми представительствами СССР.

Планы были основной формой регулирования внешнеэкономической деятельности. В рамках годовых и пятилетних народнохозяйственных планов утверждались планы развития внешнеэкономических связей, включающие планы экспорта и импорта товаров и услуг, научно-технического сотрудничества, валютных поступлений и их расходования.

На основе плана внешнеторговые объединения получали задания по экспорту товаров (соответственно им выделялись необходимые для этого фонды) и по импорту товаров, в которых нуждалась экономика страны. В зависимости от конъюнктуры задания по экспорту и импорту корректировались, особенно в области экспорта, так как конъюнктура мировых рынков предопределяла возможности сбыта товаров и цены на них.

Создание СЭВ позволило расширить сферу планового регулирования внешнеэкономических связей СССР. Экономические отношения со странами СЭВ осуществлялись на основе координации народнохозяйственных планов СССР с этими странами, результаты которой находили отражение в пятилетних торговых соглашениях, где оговаривались объемы экспорта и импорта товаров на основе стабильных цен на пятилетку (до середины 70х гг.), а затем устанавливаемых на год на основе усреднения цен за пять лет, предшествующих данному году.

Поскольку основная часть внешней торговли регулировалась плановыми методами, другие формы осуществления внешнеэкономической политики, обычно Применяемые государствами в условиях рыночной экономики, носили в СССР вспомогательный характер. В частности, существовало лицензирование внешней торговли, в соответствии с которым МВТ выдавало разрешения на ввоз и вывоз товаров. Оно являлось дополнительной формой контроля со стороны государства за деятельностью внешнеторговых объединений.

Одним из инструментов внешнеторговой политики СССР был таможенный тариф, имевший две колонки импортных пошлин. Одна из них (с более низкими пошлинами) применялась по отношению к импорту товаров из стран, отношения с которыми строились на базе торговых договоров или соглашений, в которых основным принципом двусторонней торговли признавался режим наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации). Такие договоры или соглашения СССР заключил с большинством стран, с которыми развивались торговые отношения. СССР заключал также с промышленно развитыми странами соглашения об экономическом, промышленном и техническом сотрудничестве, в которых предусматривались меры по развитию не только торговли, но и производственной кооперации, научно-технического сотрудничества и т.д.

Кроме того, СССР заключал соглашения с развивающимися странами об экономическом и техническом содействии, в соответствии с которыми оказывал им помощь в строительстве объектов промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и др.

СССР участвовал в международных организациях, особенно системы ООН, в которых не только защищал свои национальные интересы, но и способствовал расширению международного экономического сотрудничества, поддерживал борьбу развивающихся стран за новый мировой экономический порядок, стабилизацию рынков сырьевых товаров.

Государственная монополия внешней торговли, существовавшая в СССР, с одной стороны, давала определенные преимущества при осуществлении экспорта и импорта. Поскольку внешнеторговые объединения были крупными покупателями товаров на мировом рынке, им часто удавалось добиваться более низких цен и других благоприятных условий сделки, так как западные партнеры были заинтересованы в продажах крупных партий товаров. Но, с другой стороны, отрыв отечественных предприятий от реализации своей продукции на мировых рынках, продажа ее только через внешнеторговые объединения по внутренним ценам не заставляли их бороться за ее конкурентоспособность, сдерживали рост промышленного экспорта.

Когда в 1986 г. закончился для СССР благоприятный период высоких цен на нефть и доходы от экспорта снизились, стала очевидной необходимость стимулирования экспорта продукции обрабатывающей промышленности.

В этих условиях с 1986 г. в СССР началась радикальная реформа внешнеэкономических связей, которая была направлена на активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий. Они получили право на установление прямых связей с партнерами из социалистических стран. Наиболее крупным из них было предоставлено право внешнеэкономической деятельности. Число таких предприятий увеличивалось, и в 1989 г. было принято постановление правительства, в соответствии с которым все предприятия получили право поставлять на экспорт продукцию собственного производства и импортировать товары для нужд собственного производства.

Ввиду существенных различий в ценах внутреннего и мирового рынков для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий вводились дифференцированные валютные коэффициенты для пересчета доходов в валюте в советские рубли, создавались валютные фонды предприятий.

В целях привлечения иностранного капитала в экономику в 1987 г. были приняты законодательные акты, разрешающие создание с иностранными партнерами совместных предприятий, а затем в 1990 г. и предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)