Проблемы повышения эффективности внешних связей и изменение положения России в международном разделении труда

Сложившаяся структура внешней торговли России, в которой преобладает продукция топливно-сырьевых отраслей, не обеспечивает устойчивости экономического развития в условиях открытой экономики. Ограниченность ряда природных ресурсов, относительная узость рынков их сбыта и растущая нестабильность конъюнктуры, ведущая к существенным колебаниям цен, не только сдерживает рост внешней торговли, но и делает экономику России уязвимой в части диспропорций международного товарного обмена. 

Международные расчеты показывают, что изменение мировых цен на нефть на 10% (повышение/понижение) ведет к повышению/снижению российского ВВП на 1,5—2%. Этот эффект действует через изменение государственных расходов, инвестиций и потребления, следующих за колебанием поступлений от торговли нефтью, газом и другими сырьевыми товарами. Динамика объемов сырьевого экспорта (прежде всего нефти и газа) также имеет корреляцию с темпами прироста или падения ВВП.

Эти проблемы в очередной раз проявились в связи с мировым финансово-экономическим кризисом 2008—2009 гг. и падением цен на энергоносители. Массированные интервенции Центрального банка России (ЦБ РФ) в объеме свыше 200 млрд долл, из золотовалютных резервов (ЗВР) во второй половине 2008 г. и ряд других мер предотвратили банковский кризис, панику населения, массовое банкротство предприятий. Начиная с 2010 г. рост мировых цен на сырьевые товары возобновился. С 2012 г. по июнь 2014 г. цена на нефть достигла невиданных ранее значений в 100— 115 долл, за баррель. Это на время стабилизировало российский бюджет и экономику в целом. Новое падение мировых рынков сырья в 2014 г. вскоре дополнилось обострением геополитической ситуации.

Под давлением обстоятельств страна приняла на себя ряд новых обязательств в отношении Крыма, где состоялся убедительный по результатам референдум о присоединении к России. Это вызвало негативную реакцию в части международного сообщества и стало основанием для введения санкций Евросоюзом, США, Канадой и некоторыми другими странами.

В марте 2014 г. сферы санкций против России были обозначены — энергетика, финансы и военный сектор. Причины такого выбора с учетом «болевых» точек развития России вполне понятны. На этих направлениях началось долгосрочное противостояние с использованием форм справедливой и несправедливой конкуренции, а также откровенного давления. Летом 2014 г. страны, объединившиеся для реализации санкций, дополнительно ввели ограничения на въезд отдельных граждан, эмбарго на поставки в Россию вооружения, а также ограничили доступ российских банков к рынкам капитала ЕС и США. Встречно в августе 2014 г. были введены ограничения со стороны России на импорт продовольствия.

Снизились объемы внешней торговли, возникли проблемы переориентации торговых потоков, пересмотра партнеров, развития импортозамещения. Особенно остро встал вопрос о замене на отечественные аналоги иностранных И КТ, используемых во всех секторах экономики и оказавшихся в списках «санкционных» товаров. Одним из новых инструментов стимулирования производителей и локализации производства иностранных компаний стал специальный инвестиционный контракт (СПИК). В 2014 г. принят Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который позволяет участнику СПИК «в обмен» на принятие на себя обязательств по созданию или модернизации локализованного в России промышленного производства получить существенные льготы, преференции и иные преимущества со стороны государственных органов РФ.

К концу 2014 г. на фоне прогнозов дальнейшего снижения мировых цен на сырье на валютном рынке России сложилась чрезвычайная ситуация — произошел обвал курса национальной валюты, усугубленный спекулятивными настроениями ряда банков. Ставшие традиционными интервенции ЦБ РФ (более 130 млрд долл, в 2014 г.), неформальное указание президента В.В. Путина экспортерам прекратить придерживать валюту, а также другие меры регулирования в целом стабилизировали финансовую систему. В 2015 — начале 2016 г. цены на нефть с некоторыми «отскоками» продолжили падение, достигнув в январе отметки 27,5 долл, (за марку Brent). На опасениях обвала экономики произошли мощный отток иностранного, а также «бегство» национального капитала. Для стабилизации ситуации вновь потребовалось расходование ЗВР.

Мировой финансово-экономический кризис 2008—2009 гг. и потрясения 2014—2016 гг. в очередной раз показали, что развитие экспорта и экономики в целом преимущественно за счет нефти, газа и других сырьевых товаров консервирует проблему опасной зависимости от состояния подверженных серьезным колебаниям мировых рынков сырья. Помимо рисков во внешней торговле следует учитывать и структурные факторы, ограничивающие перспективы сбыта энергоресурсов на наиболее значимых для России рынках. Так, основным внешним рынком для российской нефти и газа до сих пор является Европа, где долю возобновляемых источников энергии планируется повысить к 2020 г. до 20%, а к 2050 г. — до 50%.

По оценке, прирост потребления первичных энергоресурсов в Европе в ближайшие 15 лет составит не более 0,5% в год. В 2015 г. ЕС объявила о планах по созданию Единого европейского рынка поставок, закупок и потребления в области энергетики. Это должно, по замыслу авторов, повысить централизацию в принятии энергетических решений на территории стран Союза и «снизить зависимость от поставок энергоносителей из РФ».

Надо также учитывать, что кроме России, на европейском рынке представлены энергоносители Северного моря, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Кавказа. Поставщики из этих регионов будут бороться за рынок. Особенно активны будут те страны, которым грозит потеря поставок в США, и которые могут стать в следующем десятилетии заметными игроками. В связи с расширением производства собственного сланцевого газа и нефти Штаты планируют стать их нетто-экспортером после 2017 г. Все это может привести к сужению европейского направления отечественного сырьевого экспорта в средне- и долгосрочной перспективе.

Однако переход на новую модель энергообеспечения требует времени и дополнительных финансовых затрат, возможности которых в современной Европе, столкнувшейся с рядом структурных проблем, замедлением роста, кризисом беженцев и прочими проблемами, ограничены. Поэтому пока импорт российского газа вырос в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 12,5%. Экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье достиг в 2016 г. максимума за всю историю газовой отрасли — 179,3 млрд. куб. м.

Для увеличения российского экспорта энергоносителей в Японию, а также некоторые другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии существуют объективные ограничения. На региональном рынке газа преобладает сжиженный природный газ (СПГ). Исторически производство СПГ в России уступает по уровню развития и масштабам традиционным трубопроводным поставкам. Перспективной остается добыча сибирской и сахалинской нефти на основе соглашений с японскими партнерами о разделе продукции, а также строительство СПГ-мощностей в регионе.

Пока в качестве масштабного долгосрочного проекта остаются поставки газа и нефти в Китай. Однако надо учитывать, что Китай имеет крупнейшие в мире запасы газа из нетрадиционных источников. Несмотря на некоторые ограничения (к примеру, по запасам необходимой для «сланцевой» добычи пресной воды), спустя одно- два десятилетия Китай может войти в «тройку» ведущих производителей газа (наряду с Россией и США).

Россия постоянно взаимодействует с ведущими странами-экс – портерами в интересах предсказуемости и устойчивости ценовой ситуации. В 2016 г. страны ОПЕКи ряд других стран, включая Россию, провели ряд результативных встреч по вопросам регулирования мировой цены путем преимущественно «заморозки» своей добычи. В итоге нефтяные котировки превысили 50 долл, за баррель (по сорту Brent). Это обстоятельство, разумеется, поддержало российский экспорт, способствовало укреплению рубля.

Международная стратегия управления ценой (вербальными интервенциями и реальными действиями) показала свою действенность и, вероятно, имеет будущее. Однако все это не отменяет актуальность структурных изменений и решения накопивших внутренних проблем, которые прямо влияют на положение России в мировой экономике, а именно:

  • Почти драматический характер продолжает носить неспособность страны рационально использовать естественные конкурентные преимущества, превратить сырьевой сектор и связанные с ним отрасли в «полюса роста» экономики, «зоны» высокой международной инвестиционной привлекательности и активности.
  • Гигантские финансово-промышленные холдинги, частные, а также действующие при участии государства, демонстрируют недостаточный уровень прямых инвестиций в основной капитал, слабую инновационную активность в целях достижения международной конкурентоспособности.
  • Мелкий и средний бизнес не приобрел инновационного характера и способности конкурировать на мировых рынках.
  • Масштабы и структура привлечения иностранных инвестиций не соответствует потребностям и задачам, особенно в части инновационного развития страны.
  • Остается актуальной проблема импортозамещения, решение которой требует мощной трансформации экономической деятельности: инвестиций, инструментов и мер государственной поддержки. Важным аспектом проблемы остается встраивание национальных производителей в международные цепочки создания стоимости, сама возможность которого ограничена режимом санкций.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)