Объективные основы проявления маркетингового подхода в формировании стратегического развития предпринимательских структур
Начиная с XIV века, страны Европы вступили в капиталистический период развития. Это означало, что товарное производство вытесняет натуральное хозяйство и становится господствующим. Закрепление господства производства продуктов для продажи, а не для собственного потребления, привело к преобладанию нового стратегического ориентира – получения прибыли.
Основными условиями возникновения маркетинга являются:
- развитие и расширение рыночного хозяйства и обменных отношений в системе товарного производства;
- наличие в экономической системе общества коммерческого типа предпринимательских структур;
- растущие и падающие волны экономических и технологических циклов производительных сил и производственных отношений общества;
- трансформация информационных потоков в особый массовый информационный продукт, сопровождаемая стремительным ростом производства, потребностей, обменом и потреблением.
Все эти условия являются продуктами исторического развития человеческого общества. Следовательно, в целях понимания процесса зарождения и эволюции маркетинга необходимо раскрыть генезис рыночного хозяйства. В условиях натурального обмена никакой рыночной экономики и маркетинга появиться не могло, хотя определенные элементы существовали в зародышевом состоянии.
Рост прибыли с целью присвоения прибавочного продукта и накопления капитала способствовало появлению нового типа предпринимательской деятельности- коммерческой.
В свою очередь, коммерческое предпринимательство получило развитие на основе научно-технической революции и механизированного технологического способа производства (конец XVIII – начало XIX в.), дальнейшего развития индустриального общества (XX в.) и постиндустриального общества (XXI в.).
Рыночная модель хозяйственных отношений проявляется в свободе выбора продавцов и покупателей продуктов, товаров и услуг и самостоятельности принятия решений о совершении покупок, обмена и потребления. Характерной особенностью и обязательным компонентом рыночной экономики является становление и развитие государственного регулирования рыночных отношений в интересах производителей, потребителей и общества в целом.
Индустриальная составляющая общественных отношений состоит из трех последовательных этапов: промышленной революции, научно-технической революции и индустриальной перестройки. С развитием постиндустриального общества на первый план выходит проблема построения новой информационной экономики, перераспределения информационных потоков и сетей, асимметрии информации. В процессе формирования информационного общества экономика использует следующие ресурсы: труд, капитал, индивидуальную свободу выбора, а также релевантную информацию.
Следовательно, базисом современной экономической деятельности предпринимателя является накопленные, получаемые и используемые информационные потоки.
Для определения исторического места и сущности маркетинга необходимо проследить построение взаимосвязи «управление-маркетинг-менеджмент».
Исторически, система организации всей общественной жизни базировалась на применении следующего набора инструментов:
- иерархии, которая проявляется в системе отношений власть и подчинение, принуждение и контроль;
- культуру, направленную на формирование признаваемые обществом систему ценностей, социальные нормы и правила поведения;
- рынок, как равноправные отношения, основанные на конкурентности, свободе потребительского выбора, обмена, интересах обменивающихся сторон;
- государственно-административное управление всей общественной жизнью домохозяйств;
- управление деятельностью производственной и непроизводственной сферой экономики;
- управление деятельностью всех общественных институтов и саморегулирующих организаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что менеджмент существует с момента зарождения экономических отношений, основанных на праве собственности и обмене ресурсами. Ограниченность ресурсов для удовлетворения потребностей участников экономических отношений постоянно ставит их перед проблемой выбора. При продуктовом выборе, когда продавец и покупатель противостоят друг другу, выбор в большинстве случаях делает покупатель, обменивающий свой денежный эквивалент на многообразие продуктов и услуг.
Усиление конкуренции и рост требований конечных потребителей к продуктам и услугам приводит к тому, что большинство предпринимательских структур обращаются к маркетингу, разрабатывают стратегические маркетинговые планы в целях адаптации к изменениям внешней среды и обеспечения конкурентных преимуществ. Маркетинг представляет собой концепцию и философию корпоративного института, требующую тщательной подготовки, глубокого и всестороннего анализа, активной и творческой работы всех подразделений и бизнес-направлений.
В целевом отношении маркетинг ориентирован на сбалансированность гармонизацию интересов корпоративного сектора экономики, конечных потребителей и общества в целом, партнерства всех участников отношений рыночного обмена.
Маркетинговый подход к коммерческой деятельности основан на первоочередной ориентации корпоративной структуры на реальные потребности конечных потребителей, а не на свои продукты и услуги. Поэтому в процессе организации маркетинговой работы необходимо тщательное изучение рынка, его сегментация, предпочтений потребителей в ассортименте продуктов и услуг.
В рамках маркетингового направления важно определить объем ресурсов, которые понесет корпоративная структура в результате разработки и продвижения инновационных продуктов и услуг. Следует отметить, что в корпоративном сегменте, ориентированном на потребительскую сферу широкое распространение получил интегрированный маркетинг, который направлен не только на расширение круга конечных потребителей, но и на постоянное улучшение качества их обслуживания.
- Функционирование системы маркетингового контроля
- Типология экономического роста во взаимосвязи с приоритетами и элементами диверсификации
- Направления реализации миссии банка в рыночной среде
- Стратегическое и оперативное управление
- Иерархия уровней стратегий банковского менеджмента
- Стратегические ориентиры маркетингового позиционирования банковского института в рыночной среде
- Характеристика основных видов рекламных обращений
- Общая модель коммуникационных обращений
- Жизненный цикл коммуникаций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу