Объективные основы проявления маркетингового подхода в формировании стратегического развития предпринимательских структур

Начиная с XIV века, страны Европы вступили в капиталистический период развития. Это означало, что товарное производство вытесняет натуральное хозяйство и становится господствующим. Закрепление господства производства продуктов для продажи, а не для собственного потребления, привело к преобладанию нового стратегического ориентира – получения прибыли.

Основными условиями возникновения маркетинга являются:

  • развитие и расширение рыночного хозяйства и обменных отношений в системе товарного производства;
  • наличие в экономической системе общества коммерческого типа предпринимательских структур;
  • растущие и падающие волны экономических и технологических циклов производительных сил и производственных отношений общества;
  • трансформация информационных потоков в особый массовый информационный продукт, сопровождаемая стремительным ростом производства, потребностей, обменом и потреблением.

Все эти условия являются продуктами исторического развития человеческого общества. Следовательно, в целях понимания процесса зарождения и эволюции маркетинга необходимо раскрыть генезис рыночного хозяйства. В условиях натурального обмена никакой рыночной экономики и маркетинга появиться не могло, хотя определенные элементы существовали в зародышевом состоянии.

Рост прибыли с целью присвоения прибавочного продукта и накопления капитала способствовало появлению нового типа предпринимательской деятельности- коммерческой.

Следует отметить, что преобладание натурального производства и некоммерческого предпринимательства опиралось на естественно-технический и технологический прогресс в развитии производительных сил общества.

В свою очередь, коммерческое предпринимательство получило развитие на основе научно-технической революции и механизированного технологического способа производства (конец XVIII – начало XIX в.), дальнейшего развития индустриального общества (XX в.) и постиндустриального общества (XXI в.).

Рыночная модель хозяйственных отношений проявляется в свободе выбора продавцов и покупателей продуктов, товаров и услуг и самостоятельности принятия решений о совершении покупок, обмена и потребления. Характерной особенностью и обязательным компонентом рыночной экономики является становление и развитие государственного регулирования рыночных отношений в интересах производителей, потребителей и общества в целом.

Рыночное хозяйство как форма товарного производства включает в себя развитую систему рынков, с ее многообразием форм и видов конкуренции. Именно конкуренция поставила важную проблему в области коммуникаций – владения, приобретения, распоряжения и использования всем массивом экономических, социальных, технологических информационных потоков.

Индустриальная составляющая общественных отношений состоит из трех последовательных этапов: промышленной революции, научно-технической революции и индустриальной перестройки. С развитием постиндустриального общества на первый план выходит проблема построения новой информационной экономики, перераспределения информационных потоков и сетей, асимметрии информации. В процессе формирования информационного общества экономика использует следующие ресурсы: труд, капитал, индивидуальную свободу выбора, а также релевантную информацию.

Интересно
Для понимания механизма функционирования воспроизводственного цикла следует отметить, что труд и капитал служат факторами производства, а свобода выбора и информационные потоки – необходимыми условиями их эффективного использования. Информация, технологии, процессы ее преобразования в знания и само знание становятся важными ресурсами постиндустриального общества.

Следовательно, базисом современной экономической деятельности предпринимателя является накопленные, получаемые и используемые информационные потоки.

Для определения исторического места и сущности маркетинга необходимо проследить построение взаимосвязи «управление-маркетинг-менеджмент».

Исторически, система организации всей общественной жизни базировалась на применении следующего набора инструментов:

  • иерархии, которая проявляется в системе отношений власть и подчинение, принуждение и контроль;
  • культуру, направленную на формирование признаваемые обществом систему ценностей, социальные нормы и правила поведения;
  • рынок, как равноправные отношения, основанные на конкурентности, свободе потребительского выбора, обмена, интересах обменивающихся сторон;
  • государственно-административное управление всей общественной жизнью домохозяйств;
  • управление деятельностью производственной и непроизводственной сферой экономики;
  • управление деятельностью всех общественных институтов и саморегулирующих организаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что менеджмент существует с момента зарождения экономических отношений, основанных на праве собственности и обмене ресурсами. Ограниченность ресурсов для удовлетворения потребностей участников экономических отношений постоянно ставит их перед проблемой выбора. При продуктовом выборе, когда продавец и покупатель противостоят друг другу, выбор в большинстве случаях делает покупатель, обменивающий свой денежный эквивалент на многообразие продуктов и услуг.

С развитием приоритета рынка производители и посреднические структуры влияют не только на выбор конечных потребителей, но и обеспечивает конкурентное развитие своей индустрии в условиях неблагоприятного воздействия факторов внешней среды.

Усиление конкуренции и рост требований конечных потребителей к продуктам и услугам приводит к тому, что большинство предпринимательских структур обращаются к маркетингу, разрабатывают стратегические маркетинговые планы в целях адаптации к изменениям внешней среды и обеспечения конкурентных преимуществ. Маркетинг представляет собой концепцию и философию корпоративного института, требующую тщательной подготовки, глубокого и всестороннего анализа, активной и творческой работы всех подразделений и бизнес-направлений.

Стратегический маркетинг представляет направленность современного маркетинга, базирующуюся на определенном видении фирмой окружающей действительности и своей миссии в ней, на тенденциях глобализации, инноваций интегрированности, предпочтения структурных изменений рынка потребительских продуктов и услуг и мониторинг среды.

В целевом отношении маркетинг ориентирован на сбалансированность гармонизацию интересов корпоративного сектора экономики, конечных потребителей и общества в целом, партнерства всех участников отношений рыночного обмена.

Маркетинговый подход к коммерческой деятельности основан на первоочередной ориентации корпоративной структуры на реальные потребности конечных потребителей, а не на свои продукты и услуги. Поэтому в процессе организации маркетинговой работы необходимо тщательное изучение рынка, его сегментация, предпочтений потребителей в ассортименте продуктов и услуг.

Маркетинговое направление можно определить как поиск и использование конкурентных преимуществ наиболее выгодных сегментов отраслевых и потребительских рынков продуктов и услуг с учетом клиентоориентированной направленности функционирования бизнеса.

В рамках маркетингового направления важно определить объем ресурсов, которые понесет корпоративная структура в результате разработки и продвижения инновационных продуктов и услуг. Следует отметить, что в корпоративном сегменте, ориентированном на потребительскую сферу широкое распространение получил интегрированный маркетинг, который направлен не только на расширение круга конечных потребителей, но и на постоянное улучшение качества их обслуживания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)