Иерархия уровней стратегий банковского менеджмента

Современные исследователи А. Томпсон, Дж. Стрикленд, Р. Кох и Дж. Ходжсон выделяют иерархию уровней стратегий: институциональный, корпоративный, функциональный, операционный, уровень бизнес-стратегии. Адаптируем основные характеристики иерархических уровней стратегий применительно к банковскому менеджменту.

Институциональная стратегия позиционирует банк в обществе в соответствии с его социальной миссией. Она направлена на достижение повышения уровня жизни членов общества, развитие творческих способностей персонала, благотворительную деятельность.

Институциональная стратегия банка как в России, так и в зарубежных странах является определяющей. Вместе с тем общественно полезные цели далеко не всегда отвечают приоритетным интересам общества. Так, поведение и финансовые интересы собственников и акционеров направлены на получение максимальной доходности на вложенный капитал, а менеджеры заинтересованы в сохранении рабочих мест и постоянного источника доходов.

Следовательно, социальные цели могут совпадать или не совпадать с непосредственными интересами собственников и менеджеров, но они не соответствуют этим интересам полностью. Однако с развитием корпоративной культуры внутрибанковского уровня и повышения роли социальной ответственности бизнеса в обществе значение институциональной стратегии возрастает. В основе институциональной стратегии лежит миссия банка.

Под миссией банка следует понимать его роль в обществе, привлекательный образ будущего финансово-кредитного института.

Миссия банка представляет своего рода философию банка, единое направление деятельности, модель его перспективного состояния. Банк, заявляющий в качестве своего основного приоритета личное обогащение собственников, негативно воспринимается его клиентами и обществом в целом.

Интересно
Корпоративная стратегия представляет собой экономическую стратегию всей совокупности направлений деятельности банка. Корпоративная стратегия формируется для банка в целом и охватывает процессы управления на уровне руководства. Данная стратегия раскрывает глобальные вопросы диверсификации деятельности банка в новые направления банковского бизнеса, реализацию синергетических эффектов между перекрестными векторами функционирования, распределение финансовых ресурсов между направлениями деятельности, отказ от убыточных и  стратегически неперспективных проектов.

Уровень бизнес-стратегии представляет формирование стратегии для каждого подразделения и направления деятельности.

Бизнес-стратегии служат реализации конкурентных преимуществ отдельных диверсифицированных направлений банка. Развитие конкретного банковского бизнеса осуществляется на основе применения системного подхода по достижению цели при нестандартной ситуации на выбранном горизонте планирования деятельности банка. В результате этих процессов разрабатываются решения, связанные с формированием и распределением материальных и финансовых ресурсов.

Задачи, решаемые в бизнес-стратегиях, направлены на конкретные группы клиентов, их потребностей и способов удовлетворения этих потребностей.

Функциональная стратегия представляет стратегию развития каждого ключевого функционального направления внутри определенной сферы деятельности. Стратегии в области маркетинга, финансов, кредитования, привлечения депозитных источников определяются на уровне каждого бизнес-процесса и направлены на поддержание деловой стратегии и достижении целей структурных подразделений.

Операционная стратегия – более узкая стратегия для ключевых организационных структурных единиц. Операционные стратегии находят свое отражение в мероприятиях по развитию отдельных сетевых бизнес-единиц банка и в карьерных планах отдельных сотрудников. Эти цели должны находиться в соответствии с общими стратегическими целями банка.

При таком подходе основной сложностью является решение задачи согласования целей, принадлежащих различным уровням стратегий, а также координация способов и направлений их достижения. В тоже время мы можем наблюдать возникновение противоречий между миссией банка и целевыми ориентирами банковского менеджмента.

Анализ российской практики показывает, что банк может быть превращен в инструмент перераспределения средств кредиторов и вкладчиков в пользу его владельцев и менеджеров, вследствие чего не могут выполняться возложенные на банк обществом социальные и контрольные функции. В погоне за прибылью банк может потерять ликвидность и платежеспособность, заниматься отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)