Стратегические ориентиры маркетингового позиционирования банковского института в рыночной среде

Приоритетным направлением для банков в условиях глобального кризиса выступает проблема поиска инструментов и методов привлечения капитала, обеспечивающих их устойчивость.

Формулируя стратегию устойчивого развития отечественных банков необходимо отойти от спекулятивной модели развития финансовых институтов, основанной на низкой монетизации, сверхвысокой доходности и спекулятивных инструментах иностранных инвесторов.

Стратегия развития российских банков должна основываться на взвешенных решениях и выявлении новых подходов к исследованию особенностей развития банков на основе формирования новой системы управления.

Глубина наблюдаемого кризиса и системность возникших проблем позволяет предположить, что затронуты фундаментальные основы финансовой глобальной архитектуры. Кризис финансовой глобализации усиливает неопределенность движения финансового капитала и связанных с нею последствий рисковых ситуаций.

Следовательно, выбор стратегий устойчивого развития банков, ориентированных на финансовые ресурсы внутреннего рынка, должен формироваться на основе заранее просчитываемых сценариев функционирования национального и глобального финансового рынка.

Повышение надежности отечественной банковской системы должно стать одним из основных направлений развития посткризисной экономики. В связи с этим в значительной мере возрастает ответственность регулятора, акционеров и высших менеджеров за правильное определение приоритетных направлений развития банка и формирование его стратегии.

Само понятие стратегии имеет очень разнообразные определения в научной литературе. В зависимости от целей
исследования определение стратегии может быть предельно общим, так и очень сложным и специальным. Вместе с тем почти любое определение содержит или подразумевает цели и пути их достижения.

Выявим основные особенности развития категорийного аппарата стратегического менеджмента в банковской среде на базе приемов и методов системного анализа. Анализируя современные подходы к определению категории «стратегия» мы выявили многообразие ее смысловых значений.

Стратегия может выступать в следующих трактовках:

  • совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества в динамическом развитии индивида;
  • принимаемые решения, которые являются движущей или формирующей силой для большинства совершаемых компанией действий;
  • совокупность целенаправленных действий по созданию конкурентных преимуществ с помощью отличительных характерных методов и приемов;
  • искусство быстрых преобразований, портфель инициатив, направленных на рост компании и ее стоимости.

Как видно из приведенного категорийного аппарата, в большинстве определений основной фокус сконцентрирован на факторах конкурентного преимущества и конкурентоспособности.

Несколько иным подходам привержены В.И. Найденков и А.Н. Петров, которые рассматривают стратегию как механизм достижения поставленной цели.

Н.А. Егорова и А.М. Смулов стоят на позициях дедуктивного подхода к сущностной природе стратегии коммерческого банка, под которой понимают комплекс частных стратегий развития отдельных направлений как приоритетный путь реализации генеральной концепции банка. В этом случае, частные стратегии реализуются посредством разработки отдельных направлений деятельности банка (кредитная политика, процентная политика, региональная политика, политика управления банковскими рисками).

Т.С. Смовженко представляет финансово-экономическую стратегию банка в качестве основного, ведущего направления поэтапного достижения поставленных целей.

Сходной позиции придерживается Бенгт Карлофф, который отмечает, что стратегия представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов.

Можно согласиться с мнением американских исследователей Л. Фаэйля и Рэндела, которые утверждают, что стратегия это серия решений, действий и событий, связанных с масштабом, обликом и целями деятельности экономических субъектов.

В этом контексте целесообразно привести определение стратегии И. Ансоффа: « По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».

Учитывая это, стратегию можно определить как комплекс долгосрочных целей развития банка и пути их достижения, направленных на достижении банком конкурентных преимуществ.

Интересно
Под конкурентными преимуществами понимаются выгодное финансовое и социальное положение банка в сравнении с конкурентами, которое достигается эффективным привлечением и размещением ресурсов, высокой потребительной ценностью предлагаемых банковских продуктов и услуг при низком уровне затрат. При этом воздействие на банк со стороны конкурентов безусловно учитывается с точки зрения реакции потребителей на конечный банковский продукт.

Необходимо понимать, что стратегия банка должна разрабатываться во взаимосвязи с имеющимися ресурсами и возможностями банка, предлагать заявленный ассортимент продуктов и услуг.

На основании проведенного исследования нами сделан вывод о разноплановом, диалектическом, многокритериальном и двуедином подходе к сущностной природе стратегии, который учитывает интересы банка, как финансово-кредитного института, и общества в целом.

С нашей точки зрения, стратегия банка в общем виде показывает вектор его позитивного развития с целью удовлетворения экономических потребностей общества, преодолевая информационную асимметрию рынка под воздействием регулятивных норм и правил Центрального Банка и движущих сил конкурентной среды.

С точки зрения реализации частных целей стратегического развития для достижения максимальной эффективности, прибыльности, конкурентоспособности банковского бизнеса и максимизации его стоимости акционерам и топ-менеджерам банков целесообразно выстраивать системы управления на основе матричных и когнитивных моделей финансового поведения и передовых управленческих технологиях.

Такой подход необходим для разработки эффективных бизнес-процессов, отвечающих требованиям системности, комплексности и сбалансированности и базирующихся на применении общего и индивидуального набора инструментов менеджмента

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)