Металогическая речь

Слова «образность», «образный» используются в разных значениях.

Образность в широком смысле этого слова — как живость, наглядность, красочность изображения — неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма восприятия действительности с позиций определенного эстетического идеала; образность речи — частное ее проявление. В ее создании участвует не только лексика, но и фоника, и грамматические средства языка. Эмоциональность, действенность речи могут быть достигнуты благодаря искусному использованию экспрессивной лексики и фразеологии, синонимов, антонимов, омонимов и т.д.

Более узкое, специальное, понимание образности речи основано на использовании слов в необычном значении, в метафорическом смысле. Аристотель писал: Важнее всего — быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого; это признак таланта. (Об искусстве поэзии.)

Метафоричность речи создается благодаря употреблению т р о п о в (от греч. tropos — поворот, оборот, образ). Так называются слова, употребленные в образном значении. В тропах «разрушается основное значение слова, если оно попадает в необычный для него контекст. Тропы имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме, внушать те или иные чувства». Покажем использование тропов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.

Она уже навалилась своим брюхом на Лысый Череп, где палачи поспешно кололи казнимых, она навалилась на храм в Ершалаиме, сползла дымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет.

Лишь только дым­ное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покровом. Но он угасал во мгновение, и храм по­гружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы.

Другие трепетные мерцания вызывали из бездны противостоящий храму на западном холме дворец Ирода Великого, и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу, простирая к нему руки. Но опять прятался небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму.

Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган. В том самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, похожим на пушечный, как трость переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад.

Речь, оснащенная тропами, называется металогической (от греч. meta — через, после; logos — слово); она противопоставлена речи автологической (от греч. autos — я, сам), в которой тропы отсутствуют. Античные риторы придавали огромное значение образности речи. О воздействии ее на слушателей указывал Цицерон: «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают, потрясенные, когда он говорит? Как восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно… блистая яркими словами и яркими образами».

Металогия используется не только в художественных текстах, к ней прибегают ораторы, ученые, публицисты. Так, в 1918 г., выступая на открытии Института живого слова в Петрограде, А.В. Луначарский образно объяснил важность изучения риторики как науки об ораторском искусстве: Нужно вернуть человеку его живое слово.

В научном стиле образность речи помогает наглядно объяснить какие-либо понятия, явления. Например, профессор Т.Я. Солганик пишет: Важное качество термина связано с тем, что он входит в тер­ минологическую систему. Все терминологии строго системны. Если тер­ мин выбивается из системы, он, как правило, долго не живет.

Ученые сравнивают жизнь термина в терминологической системе с жизнью пчелы в улье… Пчела не может существовать вне улья, как термин вне терминологической системы. И дефиниция, и функция термина зависят от места его в терминологической системе.

Публицисты и политики нашего времени тоже не отказываются от использования образных выражений для усиления эмоциональности речи. Так, на одном из совещаний Президент В.В. Путин сказал: Сре­ ди людей, с которыми мы встречаемся, разговариваем, много тех, кто и разочарован, сбит с толку, растерян. И наша с вами святая обязан­ ность показать этим людям свет в конце туннеля.

Выражение свет в конце туннеля — распространенный образ, как и многие другие тропы (смотреть сквозь розовые очки, голубая мечта, железные нервы, военная гроза, вихрь событий и т.д.), которые называются языковыми тропами, часто используются ораторами, публицистами, в отличие от индивидуально-авторских, которые создаются мастерами художественной речи в конкретном тексте.

Злоупотребление языковыми тропами наносит ущерб красноречию. Например, одно время в газетно-публицистическом стиле навязчиво повторялись шаблонные образы: нефть — черное золото, горючие слан­ цы — коричневое золото, пушнина — мягкое золото, лес — зеленое золото и т.п. Так рождались речевые штампы, несовместимые с творческим использованием лексических образных средств.

Из этого следует, что не всякие тропы и не всегда «украшают» стиль, порой лучше их не использовать. Предпочтение металогии или автологии еще не дает основания говорить о степени мастерства автора, все зависит от того, насколько оправдано обращение к тропам, какие они — яркие, убедительные или слабые, фальшивые.

Иногда неправильно считают, что тропы нужны лишь для создания возвышенных, романтических образов, необычных картин. Однако тропы могут быть и средством реалистических описаний, лишенных романтического ореола: Ножки ее (Агафьи Федосеевны) были коротенькие, сформированные на образец двух подушек… Весь стан ее был похож на кадушку… У Ивана Никифоровича нос в виде спелой сливы (Г.).

Бытовые детали, которые вызвали бы у нас осуждение в реальной жизни, в художественном описании воздействуют совсем по-другому. Кто невосхищался, например, гоголевскими зображением жилья Плюшкина? С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. А каков сам хозяин этого поместья? Весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей.

Поистине образное слово творит чудеса: оно превращает неприглядные и даже мерзкие житейские черты в поэтические картины. Тропы приходят на помощь писателям и тогда, когда они выставляют своих героев в смешном свете. Вспомним комические тропы Ильфа и Петрова: Ипполит Матвеевич перевалился на кровати с боку на бок.

Пружины под ним блеяли; Он был молод душой, но в его кудрях, как луна в джунглях, светилась лысина. Изобретательность юмористов в таких случаях не знает пределов. Например, М. Зощенко написал об одном из своих персонажей: Он тихим, как у таракана, голосом читал свои стишки. Может ли у таракана быть голос, да еще тихий? у Ильфа и Петрова читаем: Паниковский прыгал, как обезьяна.

Как видим, не правы те, кто утверждает, что образная речь призвана «украшать» стиль, придавать ему «легкость и изящество», и что тропы — лишь «цветы красноречия». Важна не «красивость» тропов, а их органичность в тексте, обусловленность содержанием произведения, речи оратора.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)