Коррекция произношения шумных звонких согласных

Коррекция произношения шумных звонких согласных предполагает включение в артикуляционный процесс смыкания и вибрации голосовых складок.

Используется прием постановки по подражанию, с привлечением тактильного и слухового контроля. При постоянной назализации речи, активном включении гортани и глотки в качестве дополнительных артикуляторов, этап формирования звонких согласных откладывают до получения минимально возможной экспирации воздуха и исключения компенсаторных моделей из артикуляционного процесса.

Замена звонких ротовых согласных /Б/, /Д/ носовыми (/М/, /Н/) требует предварительной отработки ротового направления воздуха на глухих парных звуках /П/, /Т/ и слуховой и произносительной дифференциации носовых и ротовых звуков. Автоматизация звонких согласных может начинаться с прямых слогов, в зависимости от того, в каких слогах утечка воздуха и склонность к участию гортани или глотки наименее очевидны.

Согласные /Р/, /Р’/: отсутствие или нарушения произношения; постановка. Вибрант является одним из наиболее сложных для артикуляции звуков. Звуки /Р/, /Р’/ отсутствуют, заменяются смыканиями на уровне гортани или глотки, заменяются гласными, звуком /Й/ или звуками /Л/, /Л’/ при недостаточном давлении воздуха в ротовой полости. И.И.Ермакова (1996) рекомендует формировать одноударный звук /Р/ для предупреждения носовой экспирации воздуха,излишнего напряжения артикуляционных органов и усиления назализации.

Возможность формирования вибранта определяется индивидуально, общей является рекомендация по исключению усиленного, утрированного ротового выдоха. Нередко формирование вибранта приходится на возраст 7-8 лет с предварительной длительной подготовкой артикуляционного аппарата.

Интересно
Базовым для постановки является звук /Д/. Ребенка просят произносить /Д/-/Д/-/Д/ с открытым ртом и положением широкого кончика языка за верхнимизубами на альвеолярных бугорках.

После достижения четкого, не хлюпающего звука, пытаются с механической помощью получить вибрацию кончика языка, проводя из стороны в сторону собственным пальчиком ребенка или резиновой соской на деревянном шпателе.

Артикуляционное упражнение вводят в обратный слог: /А/ – /Д/-/Д/-/Д/. Для формирования одноударного звука используется тот же прием. Постановка от базового звука /Д/ является эффективной при ротацизме и параротацизме, поскольку наиболее физиологична и позволяет избежать усиленного, утрированного ротового выдоха и дополнительной носовой утечки. Использование в качестве базовых для постановки звуков /Ж/, /З/ возможно на усмотрение логопеда.

Мягкий звук /Р’/ формируется по подражанию. Следует задержаться на этапе автоматизации звука в слоге ГС и в конце слов («пар, бар, шар, комар» и т.д.) до получения наиболее легкой, естественной артикуляции.

Дифференциация со звуками-заменителями возможна на этом этапе, в коротких словах («вор − вол, вор − вой»). Согласные /М/, /М’/, /Н/, /Н’/: отсутствие или нарушения произношения; постановка Носовые согласные могут отсутствовать, заменяться вокализацией, или, наиболее часто, гортанно-глоточной смычкой.

Звуки формируются по подражанию или на базе гласного /А/: ребенку предлагают тянуть гласный /А/ при приоткрытых зубах и сомкнутых губах до получения носового /М/. Для получения носового /Н/ кончик языка при этом зажимают зубами. Автоматизация носовых звуков проводится в последовательности СГ, СГС, ГС

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)