Формирование оптимальной коммуникативной среды

Повышение речевой активности и расширение языковых способностей в этом возрасте возможно лишь при условии, когда у ребенка имеется высокая коммуникативная мотивация и комфортная коммуникативная ситуация. Как отмечалось выше, наилучшим коммуникативным партнером для ребенка в этот период являются эмоционально близкие ему люди.

Чаще всего это родители (по меньшей мере один из них). Иногда их функцию выполняют прародители, живущие вместе с семьей. В типовой ситуации, характерной для российской популяции, наиболее близким коммуникантом является мать.

Характер отношений, сложившийся в диаде «мать-дитя», тип привязанности, сложившийся у ребенка, оказывают значительное влияние на его коммуникативное поведение (следовательно, и на речевое развитие).

Во многом это зависит от двух качеств матери: а) уровня сенситивности, и б) уровня реактивности (Исенина, Барановская, 2001). Уровень сенситивности означает чуткость, восприимчивость матери по отношению к любым проявлениям активности ребенка. Это зависит не только от личностных особенностей матери, ее темперамента, но и от того, что можно было бы назвать «материнской позицией».

Материнская позиция начинает формироваться, по существу, задолго до рождения ребенка. Большое влияние на нее оказывают особенности семейной ситуации, имевшей место у родителей в их детстве. Очень часто, например, молодые матери, которые в детстве не имели душевной близости с собственной матерью, лишены были готовности к сочувствию и пониманию с ее стороны, сами непроизвольно начинают вести себя похожим образом по отношению к ребенку.

Они оказываются слабо восприимчивыми по отношению к нему, как к личности. На формирующуюся материнскую позицию большое влияние оказывает запланированность беременности, желанность рождения ребенка. Сенситивность матери после рождения ребенка подвергается серьезным испытаниям в случаях возникновения физического или неврологического неблагополучия младенца.

Интересно
Если ребенок длительное время остается беспокойным по непонятной для матери причине (как это бывает, например, при невропатии) уровень сенситивности сначала растет в связи с повышением тревожности, а потом может резко снизиться (как защитная реакция).

Реактивность матери или откликаемость означает склонность реагировать коммуникативно на проявления активности (или неблагополучия) со стороны ребенка. Это качество имеет когнитивную и эмоциональную составляющую.

Когнитивная составляющая представляет собой осознанную позицию, представления о способности ребенка понимать обращения матери к нему, о его потребности в общении.
Многие молодые матери не подозревают о том, что младенец способен к общению и извлекает определенную, преимущественно эмо-циональную информацию из высказываний матери, обращенных к нему. Реактивность матери зависит и от ее индивидуальных коммуникативных качеств: общительности, эмоциональной экспрессивности, уровня речевой активности.

Большое влияние на коммуникативное поведение оказывает способность матери к т.н. эмоциональному присоединению. Это означает своеобразную подстройку матери к младенцу в процессе общения с ним. Это делает общение сматерью чрезвычайно комфортным для младенца.

Это обеспечивает настройку коммуникативной активности матери, манеры ее коммуникативного поведения в оптимальном для младенца  режиме.

Все перечисленные обстоятельства оказывают серьезное влияние на коммуникативно-речевое развитие ребенка. Поэтому важной составной частью программы помощи детям с отклонением в речевом развитии является психологическое или психотерапевтическое консультирование матери.

Основным содержанием и целью такого консультирования является формирование у матери высокого уровня сенситивности и оптимального уровня реактивности. Консультант помогает матери стать для своего ребенка «достаточно хорошей матерью». Другой задачей является помощь в формировании у матери способности к присоединению в процессе общения или игры с ребенком.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)