Формирование оптимальной коммуникативной среды
Повышение речевой активности и расширение языковых способностей в этом возрасте возможно лишь при условии, когда у ребенка имеется высокая коммуникативная мотивация и комфортная коммуникативная ситуация. Как отмечалось выше, наилучшим коммуникативным партнером для ребенка в этот период являются эмоционально близкие ему люди.
Чаще всего это родители (по меньшей мере один из них). Иногда их функцию выполняют прародители, живущие вместе с семьей. В типовой ситуации, характерной для российской популяции, наиболее близким коммуникантом является мать.
Во многом это зависит от двух качеств матери: а) уровня сенситивности, и б) уровня реактивности (Исенина, Барановская, 2001). Уровень сенситивности означает чуткость, восприимчивость матери по отношению к любым проявлениям активности ребенка. Это зависит не только от личностных особенностей матери, ее темперамента, но и от того, что можно было бы назвать «материнской позицией».
Материнская позиция начинает формироваться, по существу, задолго до рождения ребенка. Большое влияние на нее оказывают особенности семейной ситуации, имевшей место у родителей в их детстве. Очень часто, например, молодые матери, которые в детстве не имели душевной близости с собственной матерью, лишены были готовности к сочувствию и пониманию с ее стороны, сами непроизвольно начинают вести себя похожим образом по отношению к ребенку.
Они оказываются слабо восприимчивыми по отношению к нему, как к личности. На формирующуюся материнскую позицию большое влияние оказывает запланированность беременности, желанность рождения ребенка. Сенситивность матери после рождения ребенка подвергается серьезным испытаниям в случаях возникновения физического или неврологического неблагополучия младенца.
Реактивность матери или откликаемость означает склонность реагировать коммуникативно на проявления активности (или неблагополучия) со стороны ребенка. Это качество имеет когнитивную и эмоциональную составляющую.
Многие молодые матери не подозревают о том, что младенец способен к общению и извлекает определенную, преимущественно эмо-циональную информацию из высказываний матери, обращенных к нему. Реактивность матери зависит и от ее индивидуальных коммуникативных качеств: общительности, эмоциональной экспрессивности, уровня речевой активности.Большое влияние на коммуникативное поведение оказывает способность матери к т.н. эмоциональному присоединению. Это означает своеобразную подстройку матери к младенцу в процессе общения с ним. Это делает общение сматерью чрезвычайно комфортным для младенца.
Это обеспечивает настройку коммуникативной активности матери, манеры ее коммуникативного поведения в оптимальном для младенца режиме.
Основным содержанием и целью такого консультирования является формирование у матери высокого уровня сенситивности и оптимального уровня реактивности. Консультант помогает матери стать для своего ребенка «достаточно хорошей матерью». Другой задачей является помощь в формировании у матери способности к присоединению в процессе общения или игры с ребенком.
- Создание в детском коллективе психологически комфортной среды
- Психологическая помощь ориентированная на эмоциональные и коммуникативные проблемы
- Психологическая помощь
- Коррекция произношения шумных звонких согласных
- Постановка голоса
- Выработка слуховых дифференцировок
- Активизация небно глоточного затвора
- Особенности логопедической работы на этапе фразовой речи
- Развитие оральной моторики
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу