Логопедическая помощь

Цели логопедической работы с детьми с врожденной расщелиной неба различаются в зависимости от периода комплексного лечения. В дооперационном периоде, с детьми до 1,5–2-х лет, целью является направленная стимуляция речевого развития ребенка. Стимуляция осуществляется через обучение родителей приемам игрового взаимодействия на доречевом этапе, при появлении лепета, слов и первых фраз.

В послеоперационном периоде основная цель – включение в процесс речеобразования сформированных анатомических структур мягкого и/или твердого неба. Эта цель расширяет задачи игрового взаимодействия родителя и ребенка.

В занятиях с логопедом на первый план выступает развитие правильного речевого дыхания, формирование направленного ротового выдоха, активизация небно-глоточного смыкания.

Существующие методологические подходы в развитии подвижности мягкого неба, нормализации тембра голоса можно условно разделить на силовые и естественные, а используемые методики – на активные и пассивные.

Использование силовых подходов было основано на мнении, что первоначальное возбуждение, вызванное чрезмерными раздражителями, широко иррадиирует, активируя созревание речевых механизмов в сформированных хирургом структурах речевого аппарата. Используется толчкообразное, усиленное произнесение звуков с сильным напряжением мышц шеи, плечевого пояса, усиленный ротовой выдох.

Однако, необходимо отметить, что чрезмерное напряжение мышц речевого аппарата и усиленный речевой выдох могут провоцировать дополнительную носовую экспирацию, перенапрягают голосовые складки и затрудняют закрепление произносительных моделей в самостоятельной речи.

Интересно
Естественный подход – это формирование естественных, ненапряженных артикуляционных движений, базирующихся на предварительно выработанном правильном дыхании и голосообразовании. Естественный метод физиологичен, позволяет достичь оптимального соотношения разборчивости речи при наименьшей носовой экспирации и напряжении голосовых складок. Естественные произносительные модели ребенок использует в самостоятельной речи.

Пассивные методики тренировки подвижности мягкого неба – это массаж, механическое достижение смыкания при помощи шпателя, физиотерапевтические процедуры. Активные методики – тренировка подвижности мягкого неба в физиологических актах (зевание, глотание, покашливание) и во время фонации (произнесения гласных звуков).

Сочетание естественных подходов и активных методик наиболее физиологично и доступно для ребенка. Задачей восстановительного лечения является получение оптимального акустического результата при наименьшем мышечном напряжении, мягкой голосовой атаке, правильном звукопроизношении.

Логопедическая работа при открытой ринолалии у детей с врожденной расщелиной неба, как правило, помимо коррекции произносительной стороны речи, включает исправление нарушений звукослоговой структуры слова, развитие лексико-грамматического строя речи, а в школьном возрасте – коррекцию дисграфии.

Дети с расщелиной представляют чрезвычайно неоднородную группу. Большинством исследователей отмечено разнообразие клиники ринолалии, обусловленное многочисленными вариантами соотношений и проявлений патологических симптомов из-за фиксации патологического рефлекса голосообразования, снижения регулирующей функции центральной нервной системы.

В связи с этим дифференцированный подход является важным принципом в коррекционной работе с детьми, имеющими расщелину твердого неба. Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях выполнения велопластики и уранопластики до начала формирования фразовой речи – актуальный вопрос современной логопедии. Взаимосвязь сроков хирургического
лечения расщелины неба и формирования произносительной стороны речи отмечена.

При проведении хирургического лечения расщелины губы и неба в возрасте старше 5 лет очень часто развивается открытая ринолалия разной степени выраженности. Пластика неба в возрасте до 2 лет позволяет в большинстве случаев приблизить речевое развитие ребенка с врожденной расщелиной неба к возрастной норме.

Многие родители ограничивают посещение ребенком общественных мест, детских и медицинских учреждений в послеоперационный период. Участие логопеда необходимо в форме логопедического обследования, обучения родителей.

Т.А.Волосовец (1995), изучая дошкольников с врожденной расщелиной неба, определила виды работы с детьми младшего дошкольного возраста (от 1 года до 3-х лет): стимулирование речевой функции при помощи вызова реакций на раздражение органов зрения, слуха, осязания, обоняния; продуцирование лепетных звуков, выражающих эмоциональное состояние; использование элементов сюжетно-ролевой игры и режимных моментов для стимулирования речевой функции.

Методика развития речи после пластики мягкого и твердого неба должна быть направлена на подкрепление и поощрение правильных моделей звукопроизношения и голосоведения. Поскольку значительная часть речевых навыков усваивается в повседневной деятельности, с родителями, важной задачей является создание оптимальной коммуникативной среды (Корнев, 2006). В фокусе внимания – произносительная сторона речи.

Если в коррекции нуждаются другие компоненты функциональной системы языка и речи, план коррекционной работы должен быть расширен и дополнен.

При обследовании речевых навыков уместны как стандартные процедуры, так и неформальное, ситуативно возникающее игровое взаимодействие, позволяющее получить примеры речи для оценки фонетического и фонологического развития, определить объем активного словаря, особенности формирования структуры предложения.

На основании данных логопедического обследования разрабатывается план коррекционной работы и форма взаимодействия логопеда с ребенком – индивидуальные и подгрупповые занятия или программа для домашних занятий с родителями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)