Психологическая помощь

Системный подход к проблеме социально-психической реабилитации детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба предполагает такую модель психологической помощи, которая бы учитывала проблемы не только ребенка, но и семьи в целом.

Практический опыт работы с такими детьми позволяет наметить три основные направления психологического сопровождения:

  • психологическое консультирование родителей;
  • психологическая помощь ребенку;
  • психологическое консультирование педагогов, работающих с такими детьми.

Необходимость в так называемом «психологическом сопровождении», возникает практически с момента появления первых симптомов ринолалии. В реальной практике все три направления объединяются в единый комплекс, так как в равной мере необходимы. Мы разделяем их здесь лишь для того, чтобы подчеркнуть особенности каждого из них.

Работа психолога с родителями должна начинаться с момента выявления патологии внутриутробного развития ребенка, так как появление его на свет воспринимается родителями как трагическое событие, семейная катастрофа, разрушающая весь жизненный уклад семьи, ее планы на будущее.

Необходимо помочь родителям преодолеть чувство вины, обиды, стыда, переживание собственной ущербности, так как это неблагоприятно отражается на психическом здоровье ребенка и родителей. Очень важно, чтобы вместе с информацией о стратегии лечения родители как можно раньше получили представление об особенностях психического развития ребенка в первый год жизни и способах активизации важнейших психических процессов, формирующих психологическую базу речи. Это поможет им быстрее адаптироваться к ситуации, принять ребенка и активно содействовать его лечению.

В подготовке ребенка и его родителей к операции важная роль принадлежит психологу. Его главной задачей является их психологическая поддержка в пред- и послеоперационный период. Тактику психолога на данном этапе реабилитации определяют следующие принципы: формирование позитивного долгосрочного прогноза лечения совместно с врачами клиники; увеличение адаптивности ребенка и его родителей к дефекту; снижение эмоциональной чувствительности ребенка к боли. Эффективным способом коррекции предоперационного и послеоперационного стресса является предоставление ребенку и его родителям необходимой информации о стратегии лечения, что осуществляется врачом.

Отсутствие такой информации воспринимается ребенком и родителями как неясная, угрожающая ситуация, что является одним из главных источников страха перед операцией и снижает эффективность лечения. Следует также отметить, что любые лечебные манипуляции в области ротовой полости воспринимаются пациентами, независимо от возраста, как процесс чрезвычайно интимный, нарушающий их личные границы. Это вызывает обычно особое ощущение беспомощности, беззащитности, что может спровоцировать у детей даже в подростковом возрасте агрессию по отношению к врачу, так как они часто ассоциируют боль с тем, кто ее причиняет.

Психолог в этих ситуациях выступает посредником между ребенком и врачами, помогая врачам найти реальное объяснение ребенку происходящего с ним, соответствующее его возрасту и степени подготовленности к восприятию нужных сведений. Учитывая то, что адекватная мимическая и двигательная активность у детей с ВРГН в раннем возрасте часто формируется позже обычного, надо позаботиться о разнообразии игровых ситуаций, стимулирующих дифференциацию эмоциональных реакций, мимическую активность.

Известно, что грудное вскармливание благотворно влияет не только на здоровье ребенка, но и на глубинные процессы его психического развития, также способствует установлению симбиотического единства матери и ребенка, столь необходимого в течение первого года жизни. Поэтому в ситуации, когда грудное вскармливание невозможно, необходимо уделить особое внимание телесному контакту матери и ребенка.

Это обеспечит ребенку в дальнейшем чувство базового доверия к миру и окружающим его людям, а матери поможет преодолеть страх перед физическим дефектом ребенка.
Свою любовь к малышу родители могут выразить прикосновениями, поглаживаниями, похлопываниями, потряхиваниями ручек и ножек и, конечно же, интонацией, улыбкой. Все это создает у ребенка ощущение психологического комфорта, способствует его эмоциональному развитию.

Общаясь с ребенком, родителям следует обращать внимание на ранние симптомы эмоциональных нарушений: отсутствие “комплекса оживления”, эмоционального “заряжения”; апатию и равнодушие ребенка в ответ на их эмоции, неадекватные мимические реакции. Своевременное обращение к психологу или педиатру в этих случаях поможет вовремя оказать ребенку необходимую профессиональную помощь.

Интересно
Психологические особенности ребенка раннего возраста существенно влияют на стиль и методы коррекционной работы. Как известно, дети от 0 до 3 лет не способны к произвольной самоорганизации поведения, усваивают материал посредством непроизвольного запоминания, понимают речь фрагментарно, с опорой на невербальный контекст.

Главным побуждением к освоению новых слов и словосочетаний является коммуникативная потребность. Поэтому лишь
в контексте живой коммуникации ребенок включается в коррекционные игрызанятия. Значительная часть языкового материала усваивается в повседневной свободной коммуникации дома или вне его. Программа работы с детьми группы риска или имеющими отклонения в речевом развитии включает следующие основные направления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)