Активизация небно глоточного затвора

Исследования не подтвердили прямого влияния физиологических актов глотания, покашливания на улучшение функции небно-глоточного затвора во время фонации из-за различия конфигурации и функций замыкательного механизма.

Тем не менее, многие авторы предлагали использовать физиологические упражнения для развития подвижности неба и стенок глотки:

  • капание из пипетки на небную занавеску при запрокидывании головы, глотание капель мелкими глотками;
  • глотательное движение, положив указательный палец на шею в области щитовидного хряща, пауза и продолжение интенсивного проглатывания;
  • полоскание горла;
  • имитация зевания и выделение зевательного движения на осознаваемый уровень с многократным повторением.

Наращивание массы мышечных тканей в процессе физиологических актов может оказать влияние на плотность смыкания (Massengill, Quinn, Pickrell, их применение возможно при подозрении на недостаточность тканей для закрытия, но не является основным способом активизации небно-глоточного затвора.

Наиболее физиологично воспитание подвижности небно-глоточных структур на материале гласных звуков. Двигательная активность мягкого неба очевидна при произнесении гласных звуков /А/, /Э/. Л.И.Вансовская рекомендует использовать для достижения максимально возможного объема ротового резонатора образ «горячей картофелины», которую нужно проглотить и не обжечься, поднимая небо, расширяя полость глотки.

Гласный произносят спокойно, на мягкой атаке голоса, голосом разговорной громкости, чуть протяжно. Внимание ребенка привлекают к положению кончика языка за нижними зубами.

И.И.Ермакова  рекомендует определять дозирование нагрузки по подвижности небной занавески: гласные произносятся до того момента, пока отмечается рывок мягкого неба во время фонации.

Примерные нормы нагрузки предложены И.И.Ермаковой (1996) для детей 6–7 лет в послеоперационный период и могут быть уменьшены или увеличены в зависимости от функционального состояния небно-глоточного затвора и возраста ребенка.

Интересно
Упражнения по стимуляции мягкого неба выполняются: 2 дня: произнесение гласных /А/, /Э/, с двухкратным повторением (/А/, /А/; /Э/, /Э/) 5–6 раз в день; 3 дня: произнесение гласных /А/, /Э/, с двухкратным повторением (/А/, /А/; /Э/, /Э/) 6–8 раз в день; 5 дней: произнесение гласных А, Э, с трехкратным повторением, слитно (/АЭ/, /АЭ/, /АЭ/; /ЭА/, /ЭА/, /ЭА/) 6–8 раз в день.

Определяется, на каком из гласных рывок небной занавески активнее, подъем неба выше – этот гласный ставится на первое место в ряду гласных (/АЭ/ или /ЭА/). Возможно наиболее интенсивное движение неба на гласном /О/, тогда этот звук используется в тренировках вместо /А/ или /Э/ в течение месяца трехкратно, слитно по 8–10 раз в день.

Затем количество повторений уменьшается в обратном порядке. При пении небная занавеска поднимается значительно активнее, что позволяет рекомендовать вокальные упражнения как способ тренировки небноглоточного смыкания
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)