Особенности логопедической работы на этапе фразовой речи

С 18-месячного возраста у большинства детей продолжают развиваться движения губ, направленные на смыкание и направление через рот выдыхаемой струи воздуха при произнесении согласных звуков, но ограниченность звукового репертуара по-прежнему очевидна. Отклонения в развитии произносительной стороны речи в дальнейшем преодолеваются детьми на разных этапах и в разной степени.

К сожалению, на столь раннем этапе невозможно достоверно определить, что вызывает неадекватность функционирования небно-глоточного затвора, но уже в этом возрасте по некоторым индивидуальным различиям можно выявить детей, относящихся к группе риска по расстройству речи.

Доказательствами очевидной задержки или нарушения речевого развития являются следующие:

  • отсутствуют смычные согласные, используются только носовые согласные, гласные, компенсаторные артикуляции;
  • фокус артикуляции согласных, вследствие недостатка смычных согласных, смещен к области небной занавески;
  • компенсаторные движения мышц лица (гримасы) становятся частью артикуляционного процесса.

Известные методики логопедической работы с детьми при открытой ринолалии представляют основу коррекционной работы, однако применять их необходимо с учетом того, что данные методики были разработаны в условиях поздних сроков хирургического лечения.

Интересно
На этапе дооперационной и послеоперационной работы массаж фрагментов мягкого неба и краев расщелины твердого неба не показан, поскольку в возрасте 1,5–3-х лет дистрофические процессы тканей не успевают развиться. Тренировка подвижности мягкого неба в полной мере осуществляется во время физиологических актов глотания, зевания, во время фонации.

Основные разделы методик применимы в возрасте после 3-х лет при сохраняющейся назализации речи. Логопедическая работа с детьми, имеющими физиологические ошибки, строится по методике коррекции дислалии с учетом специфики звуковых замен.

Фрикативные и смычные согласные могут заменяться носовым выдохом, поэтому дифференциация носового и ротового выдоха необходима на предварительном этапе работы.

При дислалии на фоне врожденной расщелиной неба следует, несмотря на функциональную полноценность небно-глоточного затвора, избегать усиленного выдоха, стремиться к лёгким, ненапряжённым, естественным артикуляциям.

Разработка индивидуальной программы коррекционно-логопедической работы для ребенка с врожденной расщелиной неба возможна после проведения всестороннего обследования и выявления природы речевого расстройства.

Коррекция открытой ринолалии подразумевает следующие направления коррекционной работы:

  • активизация небно-глоточного затвора;
  • работа над дыханием;
  • выработка слуховых дифференцировок;
  • формирование фонематического анализа;
  • постановка голоса;
  • коррекция звукопроизношения.

Для детей, имеющих многочисленные ошибки словообразования, словоизменения, нарушения связной речи проводится работа по коррекции лексикограмматического строя речи и по развитию связной речи.

Предполагаемая причина нарушения звукопроизношения и тембра голоса определяет задачи и приемы работы для каждого из направлений.
Следующие советы могут частично использоваться в работе с детьми с врожденной расщелиной неба при адекватной функции небно-глоточного затвора и запаздывании формирования произносительной стороны речи, имеющего проявления, сходные с дислалией, но в основном они предназначены для детей с сохраняющейся слабой, умеренной или сильной назализацией речи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)