Развитие оральной моторики

Развитие оральной моторики – это повторение движений языка и губ. Возможно использование подражательного и сосательного рефлекса для стимуляции высовывания языка, почмокивания губами, затягивания соски (зажав нос) – всего, что способствует формированию новых кинестезий, необходимых для речевых действий в послеоперационный период.

Повторение движений языка начинается с высовывания и убирания языка. Следующие примеры для повторения – движения языка от одного угла рта к другому, подъем на верхнюю губу и опускание вниз, к подбородку.

При успешном выполнении –подъем языка за верхние зубы. Нужно объяснить родителям, что необходимопродолжать поиск подходящих ситуаций для развивающих упражнений, даже если они пока не получили от малыша ожидаемого отклика. Упражнения должны вводиться естественно, неуловимо, в игре или домашнем обиходе.

Дополнительно используется система звуков-символов: различные положения губ связываются с предметами, картинками или действиями.

Интересно
Например, заигрушечным лягушонком закрепляется положение губ в улыбке, за игрушечным слоненком – вытянутые трубочкой губы. Воздушный поцелуй (при встрече, расставании) – ритуал, включающий смыкание губ. Разработанные А.Г.Ипполитовой артикулемы гласных звуков могут быть полезны для уточнения положения артикуляционных органов при произнесении гласных.

Подключается зрительный контроль – игры проводятся перед зеркалом: взрослый говорит /А/ и прикладывает к своим губам артикулему А – круг. Размер круга соотносим с шириной открытия рта при четком изолированном произнесении этого гласного. Предлагает ребенку повторить действие (произнести звук, приложить круг к губам).

Предполагается, что графический символ артикулемы способствует достижению необходимого открытия рта, уточнению по-ложения артикуляционных органов, формированию взаимосвязи артикуляционного уклада с акустическими характеристиками звука. Если ребенок охотно откликается на игры, в них последовательно вводят артикулемы звуков /Э/, /О/,/И/, /Ы/, /У/. Предложенные А.Г.Ипполитовой  артикулемы могут быть изменены или дополнены по желанию логопеда.

Целью упражнений по развитию направленного ротового выдоха является выработка навыков производства направленной воздушной струи т.е. обучение дутью для коррекции звукопроизношения. Известно, что артикуляции согласного звука предусматривает наличие преграды и преодоление струей воздуха этой преграды.

Воздушный поток преодолевает смычку (в смычных согласных) или проходит через узкую щель (в щелевых звуках). Эти процессы должны быть быстрыми, легкими, без лишних усилий, с использованием объема воздуха только из полости рта. Некоторые логопеды дают установку на усиленное дутье и точные артикуляции.

При этом воздушная струя усиливается за счет подачи воздуха из лёгких и трахеи. На уровне носоглотки такая струя делится на два потока, часть уходит в нос, и тогда слышен характерный шум и вибрация костей носа («назальная турбулентность»). Кроме того, удлиняется время артикуляции звука.

Именно поэтому следует избегать напряжённого дутья в тугие свистки, гармошки, не следует надувать воздушные шары. Свободный, легкий выдох можно ощутить тыльной стороной ладони.

Примером спокойного, без усилий сдувания служит сдувание с палочки мыльных пузырей, надутых взрослым, дутье на кусочки папиросной бумаги, пушинки и пр. Полезно использовать соломинки для коктейля, требующие узкого и точного направления воздушной струи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)